Все новости
Горожане
31 Марта , 17:29

Познавшая тайну каменной красоты...

Ильнара Гатиятова - художественный руководитель камнерезной мастерской «КАРО», возглавляемой С.А. Чулковым. По словам Сергея Александровича, «таких специалистов с природным даром видеть камень на каждом предприятии раз, два и обчелся - это мастера первой руки». Под художественным руководством Ильнары Илдусовны группа мастеров-мозаичников изготавливает панно в стиле флорентийской мозаики. Эти шедевры из камня давно стали брендом Сибая, прославляя наши яшмовые края далеко за их пределами. По итогам 2020 года И.И. Гатиятова награждена Почетной грамотой Госкомитета РБ по предпринимательству - за большой вклад в развитие предпринимательства Республики Башкортостан и высокие достижения в профессиональной деятельности. Подробнее - в статье:

Люди нашего города

Познавшая тайну каменной красоты...

Лина ЛАСЫНОВА

Фото автора

На рабочем месте Ильнары Гатиятовой - множество кусочков камней разных форм и размеров, распиленных алмазными дисками. Это детали будущих картин, которые по эскизам предстоит подогнать одну к другой так, что все вместе они составят органичные целостные полотна. Пока еще камни выглядят достаточно безлико. Но стоит мастеру привычным движением смочить их водой, и вот ты уже видишь реальный цвет, который будет после полировки. Главный материал здесь - яшма из наших уникальных уральских месторождений. А еще минералы: лазурит, амазонит, тигровый глаз, кварц, мраморы, лабрадорит. Разнообразие цветов, рисунков, фактуры...

«Тигровый глаз можно пустить на монетки для еляна - женской национальной одежды, будет смотреться очень красиво. Из лазурита получатся яркие кускары, это старинный башкирский орнамент», - поясняет хозяйка, отвечая на мои вопросы. Узнаю, что, оказывается, лица и тела людей на мозаичных панно собираются из так называемого «телесника» - орской яшмы соответствующего цвета, которая считается редкой.

И если при виде какого-либо камня у большинства из нас вся оценка сведется, в лучшем случае, к восторганию его узорами и красотой, то у Ильнары Илдусовны в голове сразу возникнет картинка: она тотчас же явственно и зримо представит, как эта горная порода будет выглядеть в готовом изделии. Такой вот у нее талант, дар от природы, говорят окружающие. Однако сама наша героиня считает, что в ее успехах на профессиональном поприще - 95 процентов труда.

Она работает в художественной мастерской «КАРО», возглавляемой С.А. Чулковым. Под ее художественным руководством группа мастеров-мозаичников изготавливает панно в стиле флорентийской мозаики. Эти шедевры из камня давно стали брендом Сибая, прославляя наши яшмовые края далеко за их пределами.

В профессию, которую И. Гатиятова считает сегодня своим жизненным призванием, она, между тем, пришла не сразу. Хотя изобразительные наклонности проявлялись с детства. Учительница рисования школы №7 Раиса Мухаметовна в 5 классе посоветовала девочке: «Тебе надо в художественную школу». Придя туда и посмотрев работу кружков, Ильнара, к удивлению всех, выбрала резьбу по дереву - очень уж понравилось ей, как из этого податливого материала создают красивые вещи, настоящие произведения искусства. Занималась она, единственная девочка вместе с 28-ю мальчиками, у маститого Янузака Ишбердовича Клысова. («Я, наверно, всю жизнь чем-то да выделяюсь», - смеется она). Окончила ДХШ, медико-педагогический класс «Политэка» и поступила на художественно-графический факультет МаГУ. Отучившись в университете, вышла замуж, родила дочь Элану.

По специальности устроиться не получилось, да и платили учителям мало. В ту пору наблюдался детский бум, не хватало мест в садиках. И к ней пришло решение открыть частное дошкольное учреждение. Субсидию на стартап выделила администрация города, помогла и мама. Было приобретено подходящее помещение, в котором в 2009 году разместился детский сад под названием «Умка». В летний период он принимал до 27 малышей, зимой же практически пустовал. Ильнара Илдусовна стала подрабатывать в камнерезной мастерской. В 2013-м попала на предприятие Сергея Александровича Чулкова. Сначала училась, была обычным мастером-мозаичником, потом выросла до художественного руководителя. Здесь она уже около 8 лет.

Как человеку непосвященному, мне был обсказан весь алгоритм деятельности мастерской:

- Сначала добывается камень. Собственно, почему предприятие дислоцируется именно здесь? Потому что по Уральскому хребту, от Учалов до Орска, есть уникальные месторождения яшмы, из которой изготавливается основная часть изделий. Затем мы распиливаем камень на тоненькие фанеры и, подбирая в нем цвета в соответствии с эскизами, собираем картины. Далее все склеивается, шлифуется и полируется.

Некоторые заказчики приходят уже со своим эскизом. Другие говорят, что им нужно, и мы находим для них подходящие картинки. И потом выбираем уже цветовую палитру. Какой бы полихромной ни была яшма, всех нужных оттенков нет, и мы, естественно, перерабатываем цветовую гамму, приближаем ее больше к каменной.

Работа творческая, такая, в которой время летит незаметно! Утром придешь, вроде только примешься за дело, а уже 8 вечера...

В их мастерской всего восемь человек, поровну мужчин и женщин. «У нас коллектив очень хороший, мы все друзья», - отзывается И. Гатиятова.

На создание панно уходит в среднем от одного до трех месяцев. Труднее всего даются, по словам моей собеседницы, большие полотна, в них ощутимее расхождение камня, его нужно подбирать тщательно и долго.

- Я анималист в душе, больше нравится создавать картины о животных. И о природе. В них есть душа, - признается Ильнара Илдусовна. - Люблю сложные заказы. Не люблю повторяться, такие работы тяжело делать, хотя они все равно не получаются одинаковыми.

Творчество, считает она, - это когда не боишься пробовать делать что-то новое, на вдохновении. Когда вкладываешь в изделия душу, каждый раз пытаешься быть лучше, чем вчера, двигаться вперед, опираясь на опыт.

А работа в их мастерской сама по себе всегда подбрасывает почву для творчества и новых находок. Попадается, например, не полирующийся камень. И каждый раз здесь стараются найти пути решения для того, чтобы смотрелось все хорошо: проклеивают, пропитывают, нужным образом вставляют, используют новые вещества для наилучшего результата...

«Эти восемь лет в таких захватывающих, всецело поглощающих буднях пролетели, наверное, как год, - рассуждает «худрук». - Я бы даже не назвала это работой. Скорее, призвание, дело жизни, что ли... Мы показываем людям красоту природного камня. Яшма, она неповторима. Не бывает двух кусков одинаковых, потому что это создано природой. За весь свой творческий путь я лично не встречала такого ни разу».

Люди в ее близком окружении невольно тоже оказываются вовлечены в стихию искусства художественной обработки камня. Так вышло, к примеру, с подругой, которая долгое время не могла найти в жизни дело по душе. Работала проводником, продавцом. В конце концов, Ильнара Илдусовна пригласила ее попробовать себя в камнерезной мастерской. И ей это ремесло понравилось, она овладела всеми навыками и осталась.

11-летняя дочь Элана, учащаяся школы №12, можно сказать, «воспитана» на художественном творчестве, с малых лет впитала его дух. Часто бывает у мамы в мастерской, видит все ее работы. Девочка развивается по своим интересам: поет, рисует, а теперь еще хочет изучать игру на гитаре...

Вокальные данные передаются в их роду, похоже, по наследству. Бабушка, мама нашей героини, повар по профессии, увлекалась бардовскими песнями, и сама Ильнара Илдусовна в свободное время немного поет караоке - ей нравится русский рок. Еще одно из любимых занятий (раз уж затронули эту тему) - поездки с друзьями за город, на природу. Более десяти лет уже она за рулем.

...Мы говорили в беседе и о том, что у каждой камнерезной мастерской своя рука, почерк, это чувствуется по изделиям. «Цветов, сентиментальных картин у нас почти нет. Нам заказывают чаще медведей, собак», - с улыбкой делится Ильнара Гатиятова.

- Какие собственные работы особенно дороги вам самой?

- Наверное, «Тигр», «Девочка на мостике», «Медведь-рыболов»...

- Не жаль бывает расставаться с картинами, «отнявшими» у вас столько времени, часов вдохновения, творческих терзаний?

- Никогда не жалко! Мы же для людей их делаем. Приятно думать, что кто-то, где-то по-доброму будет отзываться о создателях этой красоты, а другие, увидев, тоже захотят приобрести наши работы. Поэтому каждый раз и стараемся делать все лучше и лучше, подключаем больше творчества и креатива.

- Скажите, если бы вы делали картину не по заказу, а для себя, чисто по вдохновению, зову своей души, то что бы на ней изобразили?

- Конечно, очень хочется хотя бы одну работу сделать, как говорится, без границ и рамок - временных ли, зарплатных или других. Они всегда немного убивают творчество. Изобразила бы я красоту родного края, Уральские горы, хребты... Может быть, что-то немножко на тему башкирской народной культуры, потому что ведь это наш национальный колорит...

Дома у нее, кстати, нет ни одного панно из яшмы. «Сапожник без сапог!» - смеется хозяйка.

Об Ильнаре Илдусовне добрыми словами отзывается руководитель художественной мастерской «КАРО» Сергей Александрович Чулков, отмечая, что «таких специалистов с природным даром видеть камень на каждом предприятии раз, два и обчелся - это мастера первой руки».

По итогам 2020 года И.И. Гатиятова награждена Почетной грамотой Госкомитета РБ по предпринимательству - за большой вклад в развитие предпринимательства Республики Башкортостан и высокие достижения в профессиональной деятельности. К слову, сама она признается: «Я поняла, что по складу характера я не предприниматель. Не люблю бумажки. Я - художественный руководитель и думаю, всегда буду этим заниматься». То, что Ильнара Илдусовна на своем рабочем месте незаменимый специалист, подтверждали телефонные звонки во время нашего разговора: с ней советовались, присылали фото камней и минералов...

В конце, словно подводя черту, она сказала:

- Каждый в жизни хочет оставить свой след. Я горжусь любимой работой, которая дает возможность ощущать себя счастливой, ценной, нужной и понимать, что я нахожусь на своем месте. Могу реализовывать свои мечты не надрываясь, не переступая через себя, от души делать дело, которое останется в веках. Я верю в то, что через некоторое время о нашем творчестве будут говорить на лекциях искусствоведения в институтах. Как о декоративно-прикладном направлении, которое смогло показать и обуздать природный камень так, как не смог никто другой.