На конкурс «Моя малая Родина»
Чем для меня была война...
«Чем для меня была война,
Что в памяти моей оставила она?..»
А.И. ГЛАЗУНОВА.
22 июня 1941 года - 80 лет тому назад - началась Великая Отечественная война, самая трагическая война в истории человечества. 27 миллионов жизней положены на алтарь Победы 1945 года. Нет ни одной семьи в России, бывшем СССР, которой не коснулась эта война. Она унесла многие жизни; многих сделала калеками и инвалидами; многие начали трудиться с раннего детства...
Уходит поколение участников войны, тружеников тыла, детей войны. Немногие помнят события военных лет. А что расскажут об этой тяжелой поре те, кто выжил в те лихие годы?
Есть у нас в городе человек, который встретил войну 22 июня в Минске, недалеко от Брестской крепости. Это Роберт Гарифович Биишев. Было ему тогда всего три года. Отец, Гариф Махиянович Биишев, кадровый офицер, вместе с женой и сыном жил в Минске. Рано утром немецкие самолеты начали бомбить мирно спящие села и города. Роберт помнит, как быстро всех усаживали в грузовую машину. Отец успел посадить беременную жену и сына. На прощание он только произнес: «Улым (сынок)!» Это было последнее и единственное слово, которое всю жизнь сопровождало его.
Эвакуированные благополучно доехали до Родины - Баймакский район, деревня Хасаново. Родилась сестренка Роза. Мама до войны закончила Бирское педучилище, начала работать в Баймаке, Янзигитово. От отца не было писем, считался без вести пропавшим. И только два года назад через интернет нашли, что ему до августа 1941 года начислялась зарплата, которую он не получил. Скорее всего, он погиб в первые же дни войны. Мама Сахибъямал Гатауловна Рыскужина была с твердым решительным характером, не терпела несправедливость. В семидесятые годы в районо потребовали документы об образовании, а они остались там, за линией фронта. Поехала в Бирск, но и там не нашли ничего. К приезду с работы уволили. Жила семья за счет подсобного хозяйства: держали корову, кур. Ютились в маленьком домике у отца. Ладно, сестра помогала, высылала деньги из Узбекистана. И сына, и дочь вырастила, дала им среднее образование, а высшее - сами получили заочно и стали педагогами.
Сегодня память о Гарифе Махияновиче бережно хранят его дети, 7 внуков, 9 правнуков, есть и праправнуки.
Следующий наш герой Талгат Зиганнурович Зайнуллин. О событиях в годы войны со слов свекра рассказывает Нурания Магафуровна Зайнуллина.
Талгат Зиганнурович - уроженец села Тубинск Баймакского района. Окончил школу горно-промышленного ученичества в Баймаке в 1932 году. С 1936 г. в рядах Рабоче-Крестьянской Красной армии, в 1939-м участвовал красноармейцем в Советско-японском вооруженном конфликте. Будучи в отпуске на родине, познакомился с учительницей Гуляндам Кашаповной Сайфутдиновой. Сыграли свадьбу, и он вернулся в часть в Монголию с молодой женой. 1 июня 1941 года родился сын, назвали Феликсом. Получили отпуск и выехали на родину 21 июня. Весть о начале войны пришла к ним в дороге. Талгат Зиганнурович отправил жену с маленьким сыном дальше на ее родину в Янаульский район, а сам вернулся в часть. Воевал на Западном фронте, участвовал в освобождении Венгрии, Чехословакии, был командиром минометной батареи 3-го мотострелкового батальона 64-й механизированной бригады. В 1944 году прошел курсы переподготовки политсостава командиров артиллерийских частей, получил звание «майор» в 1951 году. Семью забрал к себе через пять лет после разлуки в 1946-м и до 1956-го проходил службу в качестве военнослужащего. После 20 лет военного стажа начал трудиться в тресте «Башмедьстрой» начальником кирпичного завода. Его уважали на работе, был спокойным, рассудительным, заботился о рабочих завода: кому-то квартиру выбьет, кого-то на учебу отправит для дальнейшего повышения. Очень тепло вспоминает о нем Нурания, какой он был внимательный дома к детям, внукам, помогал во всем жене. В семье выросли двое детей: Феликс и Фирдаус. Сын жил в Магнитогорске, дочь живет в Перми.
Александра Алексеевна Сидоренкова рассказывала: «На нашу долю выпала тяжелая участь, нам пришлось участвовать в войне, но мы выстояли, победили врага. Вся моя жизнь, начиная с раннего детства, связана с Сибаем. В школе №1 я закончила семилетку, а когда началась война, в 1941 году, я закончила 10 классов в Кизиле Челябинской области. Не успели мы порадоваться выпускному вечеру, как по радио объявили о начале войны, и все наши планы, наши мечты сорвались.
Было уже не до учебы. Я начала работать в школе №1 учителем начальных классов.
Воспитывалось наше поколение на таких фильмах, как «Павел Корчагин», «Салават Юлаев», «Павлик Морозов», «Василий Чапаев». Фильмы эти мы смотрели по много раз, на этих фильмах воспитывалось чувство патриотизма.
В мае 1942 года вышел Указ Сталина о мобилизации в армию девушек-комсомольцев. До этого в армии были женщины - врачи, медсестры. А теперь призывали женщин и других профессий. В Баймакском районе мобилизовали 57 молодых девушек, из поселка Сибай - трех комсомолок: Грудинину Аню, Ивлеву Марию и меня. Собрали нас, и пошли мы пешком в Магнитогорск.
Офицер из Баймака построил нас, посадил на поезд и поехали в Уфу через ст. Вязовая, а там до Чердаклы в 25 км от Ульяновска. Нас учили на радистов-стрелков 6 месяцев.
Изучали радиотехнику, электротехнику, была строевая, огневая подготовка. А винтовку мы изучали еще в школе на уроках военного дела. Мы были здоровые, сильные, готовые служить Родине, нас готовили к присяге.
Дали обмундирование. Сапоги мне выдали 45-го размера, а ношу 38-й. Спасали только портянки, иначе сапоги слетали с ног. Тяжело было мужчинам на войне, а каково нам - женщинам?
Работали по 8-10 часов. Вставали в 6 часов утра, строем с песней идем в столовую и обратно. Пригнали самолет, учились прыгать с парашютом, ползать по-пластунски. Ползаем по земле, сапоги остаются где-то позади, колени все изодраны в кровь, юбки рвутся. Жаркое лето 1942 года прошло для нас в подготовке на военную специальность.
Приняли присягу. Однажды вечером старшина объявил, что мы закреплены в 16 РАБ - районный авиационный батальон. Нас встретил командир 210 батальона - высокий, стройный белорус, лет 45.
Первое боевое крещение под Воронежем я получила в декабре 1942 года. Начали бомбить немецкие самолеты. Кругом поднялись пыль, песок, кирпич. Наш батальон отступил от Белостока. Вокруг стало темно, от пыли ничего не видно. Вдруг меня как будто кто-то подтолкнул, я упала, смотрю - нет сапога на ноге. А из ранки в ноге кровь бьет маленькой струйкой. Подошла санитарная машина, меня увезли в госпиталь. Я лежала там 3 месяца. Как сквозь сон слышу, как врачи разговаривают. Врач-мужчина говорит:
- Придется ногу ампутировать, рана грязная, начинается воспаление вокруг ранки, задета кость.
А другая женщина-врач говорит:
- Да что вы? Девушка молодая, как она без ноги? Давай прочистим хорошо ранку и подождем. Может, обойдемся без ампутации.
Как я благодарна этим врачам, на молодом теле рана стала быстро заживать.
После госпиталя я попала на фронт около г. Калач - недалеко от Сталинграда. Самолеты направлялись бомбить, и мы обслуживали эти самолеты. В наши обязанности входило узнать направление ветра, высоту облачности. Мы запускали шары, надутые водородом, и по теодолиту определяли направление ветра, сообщали сведения о наших наблюдениях и по ним делали заключения - вылетать самолетам или нет. После освобождения Сталинграда нас направили на Курскую дугу. Я была одна радистка, работать приходилось каждые 2 часа, только в 1944 году прислали вторую радистку. Будучи на Курской дуге, я видела последствия танкового сражения под Прохоровкой. Аэродромы были все полевые и чтобы самолеты смогли приземлиться и взлететь, надо поле укатать, все камушки убрать. На месте бывшего танкового сражения стояли танки, подбитые, обгоревшие. Их было так много - насколько мог видеть глаз до самого горизонта. Мы проходили пешком мимо этого кладбища танков. Около одного из них лежал обрывок комсомольского билета. Ни фамилии, ни имени, видно только год рождения - 1923. До сих пор вспоминаю и думаю: чей это был билет? Жив остался или нет?
Через много лет после войны Н.И. Рыжков построил часовню в честь погибших в той танковой битве. Ездила туда с детьми. Кругом поля пшеницы, ни одного следа той битвы. У меня слезы наворачивались на глаза. Дети спрашивают: «Мама, почему ты плачешь? Смотри, какая красивая часовня». А я вижу на том месте горящие танки и сгоревших в них молодых, красивых ребят.
Надежде Ивановне Карповой было 12 лет, когда началась война. Жила и училась Надя в селе Чинчурино Татарии. Первые впечатления - груженные танками, пулеметами баржи, которые плыли вниз по Волге к Сталинграду. Детишки на высоком утесе, хлопая в ладоши, кричали: «Мы разобьем фашистов, так им и надо!» А когда узнали о Сталинградской битве, сколько там погибло людей, стало стыдно за неосознанную детскую радость.
А горе не заставило долго ждать. Забрали на войну отца, двух братьев. Отец, Иван Сафронов, был участником первой мировой войны, штурмом в рядах большевиков брал Зимний дворец в Петрограде, был принципиальным коммунистом, участвовал в создании колхозов. «Было в семье два сына: Александр и Миша, которого мы ласково звали Миня, - рассказывает моя собеседница. - Александр был высокий, широкоплечий, в 1938 году его призвали в армию. Войну он встретил в Брестской крепости, там и погиб. Миня мечтал стать танкистом, ростом был маленький. А когда началась война в Испании, заявил, что он сбежит и будет воевать там. Готовил себя к войне, занимался спортом, запросто тайком от родителей переплывал Волгу шириной 980 метров. Отец раскрыл перед Миней карту мира, показал, где находится Испания, и подсчитали вместе, сколько времени надо добираться туда пешком. Оказалось, что пока дойдешь, война там может закончиться. Только тогда он отказался от этой идеи. Но все равно стал танкистом и погиб в Сталинградской битве. Отец вернулся живым, но раненым и все время мучился от боли в ногах».
Дорогие сердцу фронтовики запечатлены на фотографиях военных лет и занимают почетное место в квартире Надежды Ивановны.
Целеустремленность, желание работать, приносить пользу людям привели Н.И. Карпову к педагогической деятельности. Поработав после 10 класса год пионервожатой в соседнем селе (12 километров ходила пешком), поступает в Казанский пединститут. Закончив, по направлению трудится в Магнитогорском педучилище, где получает хорошую практику как методист. Эти знания пригодились в дальнейшем. Дмитрий Павлович Карпов привез молодую жену в Сибай.
Заместитель директора в школе №2, инспектор гороно, а с открытием Сибайского педучилища - завпрактикой. Трудясь в этих должностях, Надежда Ивановна снискала уважение коллег. Тысячи выпускников педучилища прошли у ней школу по хорошему анализу уроков. Она помогала росту педагогического мастерства учителей города, награждена званиями «Заслуженный учитель школы БАССР», «Отличник народного просвещения БАССР», медалью «Ветеран труда» является автором многих методических пособий.
Так целеустремленность и трудолюбие помогали детям войны добиться успехов в работе. Примеров героических сражений на фронте, самоотверженного труда в тылу, целеустремленности детей войны можно привести очень много.
Главное - не допустить новых кровопролитий. Человек приходит на Землю жить, строить, созидать, а если надо - защищать Родину, семью, детей.
Фания ХАМИТОВА,
ветеран педагогического труда.