Минзаля Умурзаковна родилась в дер. Юлдыбаево Кугарчинского района. Именно в этой деревне встретились и создали свою семью родители девушки, чьи семьи, в свою очередь, были раскулачены и отправлены в Башкирию. Отец - из Казахстана, а мама - из Татарии.
Все семеро детей многодетной семьи учились в башкирской школе, поэтому Минзаля Умурзаковна с детства хорошо знает башкирский язык. После окончания 8 классов, девушка поступила в Сибайское педучилище на учителя начальных классов.
– Хочу сказать большое спасибо всем нашим преподавателям за полученные сильные знания, которые помогают мне до сих пор в работе с детьми, - говорит Минзаля Умурзаковна.
После учебы по направлению девушка попала в Мелеузовский район. Там начала работать по специальности. Там же встретила будущего мужа Рината Аглямовича, который в то время трудился на деревообрабатывающем комбинате. Их первое свидание Минзаля Умурзаковна вспоминает с улыбкой – шла по улице, он – навстречу: «Здравствуйте. Не хотите сходить в кино на «Танцор диско»?» Через год пара поженилась, хотя родители девушки изначально были против – хотели, чтобы зять был помоложе и с высшим образованием. Но в итоге Рината полюбили за его доброту, трудолюбие, уважительность, он никогда не сидел без дела в гостях у тещи.
Сейчас Ринат Аглямович работает в ЖЭУ, с женой живут вместе 34 года.
- Ценю в нем порядочность, интеллигентность, пусть не по образованию, но по воспитанию. Вся его семья сразу пришлась мне по душе – хорошие, дружные, открытые, - замечает моя героиня.
У Суяровых двое детей. Сын Ришат живет в Сургуте, в его семье подрастают первоклассница Самира и Аскар, ученик третьего класса. Дочь Алия переехала в Ханты-Мансийск, скоро они с мужем подарят Минзале Умурзаковне и Ринату Аглямовичу внука или внучку.
Женщина очень скучает по внукам: «Хотелось бы, чтобы они жили рядом» - но, как сама рассказывает, в молодости они с мужем тоже не сидели на одном месте. После Мелеуза переехали в Казахстан – перетянули ее сестры, которые, почувствовав зов крови, вышли замуж за казахов и осели на исторической родине.
В 90-е годы, когда жить стало непросто, семья Суяровых приехала в Сибай – позвали опять же сестры Минзали Умурзаковны, теперь уже младшие. Здесь женщина устроилась в 10-ю школу. Чуть позже поступила в Московский государственный открытый педагогический университет им. Носова на дефектологический факультет, отделение «олигофренопедагогика».
- В моем классе тогда учились и дети с задержкой психического развития. И я не знала, как им помочь. Моя приятельница Эльза Насибулловна Абуталипова сказала – поступай в соответствующий вуз и учись. Было тяжело: мне за 30, двое детей, преподаватели были очень требовательные. Ладно, муж хороший - смотрел за детьми и домом, поэтому на сессию уезжала со спокойным сердцем.
После окончания учебы в университете Минзаля Умурзаковна в 2000 г. перевелась из школы в детский сад «Солнышко». Начало деятельности в роли логопеда, по словам женщины, было непростым – университет дал отличные теоретические знания, но практики не было никакой. Поэтому, бывало, обращалась к опытным коллегам, в частности, работающей в то время начальником ПМПК Хазире Зарифовне Байгубаковой и Нурие Фитратовне Ахметшиной, которые никогда не отказывали молодому специалисту в помощи, за что она им и благодарна до сих пор.
- Интернета тогда не было и в помине, а советское воспитание не позволяло и не позволяет относиться к своей работе спустя рукава, - улыбается М.У. Суярова и вспоминает, как в прямом смысле прыгала от радости, когда ей на второй год работы удавалось ставить очередной звук мальчику, который не выговаривал 18 звуков. И ведь получилось!
Опыт пришел с годами, хотя и сейчас одна из известных логопедов в нашем городе и за его пределами каждый день находит время для самообразования.
- К сожалению, с каждым годом количество детей с нарушениями речи увеличивается. Когда я только пришла в «Солнышко», по всему садику еле набрала для занятий 16 детей в возрасте от 4 до 6 лет. На следующий год их было уже больше. А недавно обследовала подготовишек – представьте, в группах по 1-2 ребенка с нормальной речью, у остальных есть проблемы, - переживает Минзаля Умурзаковна.
Часто причинами неправильного произношения звуков называют внутриутробные и родовые патологии, наследственность, заболевания первых лет жизни ребенка, неблагоприятные социально-бытовые условия, но все же одна из главных - загруженность родителей, которым некогда общаться с ребенком, да и детей сейчас не отпускают на улицу, соответственно, и со сверстниками у них общения мало.
- Многие малыши не знают сказок, смотрят бессмысленные мультфильмы, которые невозможно пересказать. Если и играют с игрушками, то практически молча. Родителям советую вместе с детьми смотреть советские мультики, а потом обсуждать их, играть тоже вместе, - говорит Минзаля Умурзаковна.
Педагог отмечает, что невнимание взрослых к недостаткам речи ребенка часто имеет весьма отрицательные последствия. Когда выпускник детсада пойдет в школу, все проблемы с речью, нерешенные в раннем возрасте, «подрастут» вместе с ним. Неправильное звукопроизношение может привести к трудностям в овладении письмом и чтением, в частности двойкам за диктанты, изложения и сочинения.
Свои занятия Минзаля Суярова строит в зависимости от личностных особенностей, характера и потребностей каждого воспитанника. Она занимается с каждым ребенком индивидуально, а когда он готов – помогает ему общаться с другими детьми, сравнивать свою речь с речью другого, учит взаимодействовать в коллективе на подгрупповых занятиях.
Во время нашей беседы выяснилось, что некоторые родители не всегда добросовестно выполняют домашние задания педагога, ссылаясь на чрезмерную занятость. Ведь ребенок уже попал в логопункт, значит, все проблемы с речью у него будут решены специалистом автоматически. И так логопед занимается с детьми. Она научит его правильно говорить, подготовит к школе. А занятия с ребенком дома организовать очень непросто. Необходимо выкроить время после трудной рабочей недели, в законный выходной, чтобы сесть с ребенком за стол, открыть тетрадку, а там: упражнения для пальцев, гимнастика для языка, устные задания по лексике и грамматике, игры по коррекции звукопроизношения. Еще часто логопед просит нарисовать в тетрадь картинки по теме. И ребенок хнычет и отказывается не только сидеть и языком двигать по инструкции, а вообще рот закрыл и зубы сжал! В общем, одно мучение, а не учение!
Однако семья и детский сад работают вместе на благо каждого ребенка, и даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи, тем более с тяжелым, в одиночку. Только при совместной и систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи, перестанет делать грамматические ошибки и будет радовать родителей и окружающих красивой речью.
Кстати, среди подопечных у Минзали Умурзаковны не только детсадовцы, но и школьники. В планах у нее давать уроки по скайпу – желающих заниматься достаточно, причем из районов тоже.
Моя героиня успевает все. И работает круглый год, летом в саду с мужем трудятся – надо помогать детям, вот и отправляют на север варенья да соленья. Зимой она вяжет, по настроению играет на баяне, с Ринатом Аглямовичем ходят на концерты, в театр, принимают у себя гостей. Но говорит Минзаля Умурзаковна в основном только о своей работе:
- Думаю, что правильно выбрала свою профессию. В свое время даже уговаривала идти в логопеды дочь, но она не захотела, выучилась на юриста. Я люблю свою работу. Так приятно видеть, вернее, слышать успехи моих подопечных. Поэтому и иду на работу с радостью, а вечером с хорошим настроением возвращаюсь домой. Чего желаю каждому.
К концу первого года жизни ребенок должен произносить 10-12 слов. К концу второго года – 100-300 слов, которые еще грамматически не связаны между собой. К концу третьего года словарный запас – около тысячи слов, начинает формироваться грамматический строй речи. К концу четвертого года – это уже три тысячи слов, ребенок пользуется простыми и сложными предложениями. К концу пятого года ребенок должен произносить все звуки родного языка, говорить чисто, без труда пересказывать сказки.