+1 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Актуальное интервью
13 Августа 2021, 09:30

Про загадочную орхидею, башмачки и засуху в Зауралье...

Ильгиз Суюндуков - доктор биологических наук, декан естественно-математического факультета СИ БашГУ, автор более 100 научных работ, 3 монографий, один из авторов Красной книги Республики Башкортостан. Он человек, который - от студента до маститого ученого - вырос у всех нас на глазах. Его путь ботаника, что такое Красная книга и зачем охранять растения, их редкие виды, в том числе башкирские орхидеи, оценка доктором наук сегодняшних проблем экологии региона...   Обо всем этом ЧИТАЙТЕ в интервью:

Про загадочную орхидею, башмачки и засуху в Зауралье...
Про загадочную орхидею, башмачки и засуху в Зауралье...

Год науки и технологий

Мир экологии

Гость редакции

 

Про загадочную орхидею, башмачки и засуху в Зауралье...

 

 

В Сибайском институте Башгосуниверситета еще в конце 2000-х годов была создана своя Зауральская школа ботаников. Основывали ее доктора наук, профессора Айрат Ишбирдин и Майя Ишмуратова, ученики и коллеги известного по всему миру эколога Бориса Миркина. Они же воспитали и новое поколение учеников, которые сейчас продолжают научный путь и обучают биологов и экологов на естественно-математическом факультете СИ БашГУ.

Ильгиз Суюндуков - доктор биологических наук, декан факультета, автор более 100 научных работ, 3 монографий, один из авторов Красной книги Республики Башкортостан.

Сегодня он расскажет нам о пути ботаника, о том, что такое Красная книга и зачем охранять растения. Сам ученый защитил кандидатскую и докторскую диссертации, изучая их редкие и краснокнижные виды, в том числе башкирские орхидеи.

 

- Ильгиз Варисович, почему вы изучаете  именно эти растения? Наверное, не все знают, что у нас в Башкортостане растут дикие орхидеи,  полагая, что они обитают лишь в тропиках, и большинство видят их только в магазинах или у себя на подоконнике...

 

- В отличие от тропиков, в нашей флоре орхидеи представлены наземными видами. Многих эти растения привлекают необычайной красотой и загадочностью. В прошлые века снаряжались целые экспедиции для охоты за орхидеями, и они стоили целое состояние. Очень интересна их биология - они могут обитать не везде, а только там, где есть специфические микроскопические грибы. Грибница проникает в корни и питает растение. Однако прежде всего поражает воображение их приспособление - даже можно сказать, хитрость - к насекомоопылению. В ходе своей эволюции орхидеи достигли совершенства опыления в растительном царстве, не зря этот вопрос изучал еще великий Чарльз Дарвин. Мы со своими коллегами и моими учениками также вели исследования в данном направлении и внесли свою лепту в науку. 

В 2000-е годы встречаемость орхидей в Башкортостане и особенности их биологии здесь, на стыке Европы и Азии,  были слабо изучены. Поэтому эта тема очень заинтересовала меня. Да, многие не знают, что даже рядом с Сибаем, практически в самом городе, растут орхидеи.

Вообще, многие из наших орхидей не такие яркие, как тропические, но есть и, на мой взгляд, очень красивые виды. Например, венерин башмачок настоящий (башкирское название «кәкүк әшәлсәһе”), растущий и на хребте Ирандык недалеко от Старого Сибая. Эта орхидея - символ Международного союза охраны природы. Ее знают опытные люди, те, кто занимается травами, кто всю жизнь рядом с природой в наших деревнях и селах. Просто не каждый понимает, что это орхидея. А в целом у нас в республике 37 видов орхидей, но все они редкие и подавляющее большинство охраняется, внесено в Красные книги.

 

- Наверное, есть свои сложности в изучении редких видов?

 

- Вы совершенно правы. Самая первая сложность - это найти редкий вид в природе. Учитывая, что местообитаниями его в основном являются нетронутые человеком места, в наш век обнаружить таковые крайне сложно. С горечью приходится признать, что последними убежищами редких видов остаются труднопроходимые места: высокие скалы, горы, болота, леса. Следующая сложность - это необходимость прижизненного изучения, то есть особи редкого вида нисколько не должны пострадать в результате исследования.

Также к трудностям я бы отнес способность многих редких видов растений уходить во вторичный покой при наступлении неблагоприятных условий. Приходилось много раз сталкиваться с тем, что в один год обнаруживаешь популяцию редкого вида, а на следующий год она «исчезла». Может «появиться» лишь на третий или даже в последующие годы, с наступлением более подходящих условий. Понятно, растения-многолетники за этот период никуда не исчезали, а находились просто в «спячке».

 

- Когда и с кем вы собираете полевой материал?

 

- Для ботаника самая горячая пора - это вегетационный сезон растений, с мая по август. Очень важно «поймать» время цветения, например, те же виды башмачков цветут всего от 7 до 10 дней, обычно в первой половине июня. Будучи вузовским работником, практически во все научные экспедиции вовлекаю студентов. Считаю, это очень важный момент: они одновременно осваивают методику изучения растительности, собирают материал для написания своих дипломных работ, познают и очаровываются красотой нашей природы.

Как показывают наблюдения, прошедшие такую «школу» студенты в будущем всегда на страже природы. Мы с коллегами из Сибайского института по праву гордимся тем, что во всех заповедниках, национальных и природных парках республики, в Министерстве природных ресурсов и экологии РБ, в Зоологическом музее БашГУ трудятся наши выпускники.

 

- Каково это - обнаружить местообитание редкого вида в природе, что вы чувствуете в этот момент?

 

- Конечно, переполняют эмоции, чувства радости и удовлетворения. В этот момент ты понимаешь, что есть еще запас прочности у природы, не все еще потеряно!

 

- Много ли удалось найти местообитаний редких видов, какова их дальнейшая судьба?

 

- Раз мы целенаправленно ищем и уже опытные в этом деле, то находили относительно много. За 21-летний период - около 100 местонахождений 40 редких видов. И в основном они были найдены в горно-лесной зоне нашей республики. В некоторых местах мы ведем мониторинг их состояния, а в наиболее уникальных местообитаниях удалось способствовать организации особо охраняемых природных территорий.

 

 

- Вы, как один из авторов Красной книги Республики Башкортостан по растениям, можете рассказать, для чего охранять растения и каким образом это помогает защите окружающей среды?

 

- Вообще, это правило и понимание редкости некоторых видов растений пришло к нам по историческим меркам совсем недавно, в Советском Союзе. Люди поняли, что природа становится слишком уязвима к антропогенным воздействиям, что она не справляется и нужно ей помогать. Ученые заметили, что многие виды растений и животных начали исчезать. Это очень грустно, когда по вине человека пропадает целый вид.

И наша страна впервые в мире создала государственный документ - Красную книгу. На практике мы не всегда знаем о тех же растениях все: а вдруг через сто лет, изучив состав, скажем, орхидей, можно будет создать лекарство, которое спасет человечество от смерти? И в глубоком смысле охрана редких видов очень важна - ведь в природе существует масса различных экологических связей, о существовании многих из которых мы даже не знаем. Когда выпадает одно звено, вся цепочка рвется, это может привести к катастрофам.

 

 - Какова доля редких видов растений в нашей республике?

 

- Если число сосудистых видов растений оценивается в 1730 видов, то в Красную книгу Республики Башкортостан включены 232 вида, это чуть более 13%. 

 

- Как решается вопрос, включить вид в Красную книгу или нет?

 

- На самом деле, написанию Красных книг предшествует огромная и кропотливая работа, это результаты многолетних исследований ученых и целых научных коллективов. Критериев, чтобы признать вид редким, много, но наиболее важными являются малая встречаемость и низкая численность.

 

- Тогда возникает следующий вопрос: через какой промежуток времени происходит обновление, переиздание Красных книг?

 

- Согласно регламенту, этот период составляет 10 лет. Ныне действующая Красная книга РБ (том «Растения») 2011 года выпуска, значит, в нынешнем году мы должны переиздать ее. На данный момент наш авторский коллектив как раз занят подготовкой этого издания. 

 

- Тяжело писать Красную книгу?

 

- Само написание видовых очерков - не самое тяжелое, наиболее трудоемкая часть - это сбор данных, многолетние мониторинговые исследования. По каждому виду растений анализируем максимальное количество информации: распространение, особенности фитоценологии и экологии, численность, состояние локальных популяций, лимитирующие факторы, принятые меры охраны, возможности культивирования и пр. Исходя из этих данных может поменяться категория редкости вида.

К сожалению, видов, которым необходимо повысить категорию редкости, больше, чем видов, которые стали менее редкими. Для примера: если в последнем издании Красной книги РБ (2011) венерин башмачок крупноцветковый и офрис насекомоносная были со II категорией редкости (виды, сокращающиеся в численности), то в новом издании они уже будут под I категорией, как виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Значит, за 10 лет они стали более редкими и им грозит исчезновение.

 

- Какова причина того, что редкие виды становятся еще более редкими?

 

- Многие виды стали редкими в силу своих биологических особенностей: например, узкая экологическая приуроченность, трудности размножения, медленные темпы развития, низкая конкурентная способность, сложные биотические связи и пр. Но когда ко всему этому примешивается антропогенный фактор, это сильно усугубляет состояние популяций редких видов.

 

- Ильгиз Варисович, а вот простому человеку, если он, к примеру, купил участок и вдруг обнаружил там редкие виды растений, как быть? Ему ведь нужно строить там дом, обзавестись хозяйством...

 

- Федеральным законом в нашей стране запрещена любая хозяйственная деятельность, которая может навредить растениям из Красной книги. Но я в большей степени считаю, что необходимо просвещение людей. Нужно, чтобы человек не просто соблюдал законы для галочки, а сам понимал сердцем и умом, что дом это не только постройки на его участке, а вся наша планета и что природа родного края - тоже его дом. Тогда будут меньше сорить, более серьезно станут относиться к охране растений и животных.

 

- А как этого добиться?

 

- В первую очередь, нужно развивать науку и образование. Человек, который получил хорошее образование, понимает многое, и прежде всего, глубокие причинно-следственные связи природы. К сожалению, это не всегда получается: не только в области биологии, но и в целом в любой области знаний. Сибайский институт БашГУ работает в этом направлении уже много лет, и я уверен, что наши выпускники хорошо владеют всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, и что они воспитают новое поколение хорошо образованных и вдумчивых людей.

 

- Продолжается засуха в Башкирском Зауралье - в чем ее причина и какими последствиями может это обернуться для природы и человека?

 

- Действительно, ежегодные засухи для районов Зауралья, к сожалению, становятся нормой. По большому счету, начиная с 2010-го это уже 12-й засушливый год. Хотя климатология очень сложная наука и на атмосферу влияет множество факторов, я разделяю мнение многих ученых о том, что причина изменения климата нашей планеты - антропогенная. На мой взгляд, грубое вмешательство в природу, кратно возросшая энерговооруженность человека в последние десятилетия является причиной природных катаклизмов. Как всем уже известно, увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере Земли приводит не только к перегреву нашей планеты, но и к изменению направлений воздушных масс и океанических течений. А глобальное потепление, в частности, вызывает явление Эль-Ниньо - причину экстремальных погодных условий на нашей планете.

А последствия засух, как сами видите, катастрофические. Обмеление рек и озер, иногда даже исчезновение малых рек, однонаправленное изменение растительности, высыхание лесов, вспышка численности отдельных насекомых и грызунов, часто возникающие пожары, пыльные бури - вот неполный перечень последствий засух. Особенно страдают аграрии, в этих условиях невозможно ни что-то вырастить, ни развивать животноводство .

Как ботаник, хотел бы также акцентировать внимание на то, что в нашем регионе в условиях острого дефицита осадков на смену веками сформировавшейся флоры и растительности приходит другая, более засухоустойчивая и южная. Можно прогнозировать, что в дальнейшем степные виды будут замещаться пустынными элементами.

 

- Какие главные проблемы экологии у нас в Зауралье, на ваш взгляд?

 

- Проблем много, все их видят. Наш карьер, вопрос о котором стоит даже на повестке федеральной власти. Да и о многих других карьерах. Главное, видеть проблему и знать, как ее решить. Мы должны и биоразнообразие защитить, и сельское хозяйство развивать, и промышленность поддержать. Многие думают, что это невозможно. Но наука и знания помогают решать даже самые сложные вопросы. Нужно просто сесть и подумать, не рубить сплеча, а принять верное решение, услышать мнение широкого круга специалистов и местного населения.

 

- И напоследок - как решать эти экологические проблемы, как сделать так, чтобы общество и природа развивались в гармонии?

 

- Не должно быть противопоставления экономики и экологии, в современном мире необходимо развивать так называемую экологическую экономику. Хозяйственная деятельность человека должна опираться на энерго- и ресурсосбережение, снижение загрязнения окружающей среды, охрану биоразнообразия и преодоление потребительских подходов.

Для Зауралья это очень важно, критически, я бы сказал. Ведь у нас природа необычайная и хрупкая, а ее запасы богатые. Без науки и образования развивается перекос в сторону «много денег и прямо сейчас». И нет баланса. К тому же необходимо создавать и развивать обширную сеть особо охраняемых территорий. Они позволяют выживать редким видам, пополняя нашу флору и фауну, сохраняя гармонию в природе. Это фундамент нашего общего дома. И если его не укреплять, а начать разбирать, то все рухнет.

- Спасибо за интервью!

 

Беседовала Рауля ХАСАНОВА.

 

 

 

 

На снимке:

 

Венерин башмачок настоящий. Символ охраны природы. Включен в Красные книги Международного союза охраны природы, РФ, РБ. От прорастания семени до первого цветения проходит 15-17 лет. Растет в лесах, в РБ известен в 28 районах. Популяции обычно малочисленные, насчитывающие не более десятка особей. Охраняется во всех 3 заповедниках республики, в национальном парке «Башкирия», в природных парках и других особо охраняемых природных территориях.

 

Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: