Зачем нам нужна самооценка и какая она должна быть?
Как правило, психологи считают, что первые ростки самооценки пробиваются в период кризиса 3 лет, когда ребенок из раннего возрастного периода переходит в дошкольное детство.
Самооценка начинает проявляться уже в раннем детстве. Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок складывается мнение ребенка о себе. Это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый и т. д.). Вы должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Но не надо забывать, что уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Что делать?
Родители! Дети принимают близко к сердцу все слова близких. Как бесконечная похвала оказывает отрицательное влияние на ребенка, так и постоянная критика лишает дитя возможности реально оценивать собственную личность.
Тест «Лесенка» (На определение самооценки ребенка)
Проверьте с помощью теста, какая самооценка у вашего малыша.
Нарисуйте лесенку из 10 ступенек. Покажите ее ребенку и попросите поместить на этой лесенке знакомых ему детей, на трех верхних ступенях - хороших и добрых, умных и послушных детей - чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступенях - плохих, злых. Чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. После этого попросите ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя. И почему?
Теперь подводим итоги.
Если ребенок ставит себя на 1, 2, 3-ю ступеньку снизу, то у него заниженная самооценка.
Если ребенок ставит себя на 4,5, 6, 7-ю ступеньку, то у него средняя самооценка, то есть адекватная.
Если ребенок ставит себя на 8, 9, 10-ю ступеньку, то самооценка завышена.
Для дошколят завышенной считается самооценка только в том случае, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступень.
Пока ребенок еще находится в дошкольном возрасте, родители могут корректировать самооценку своего ребенка, изменив стиль семейного воспитания, способы общения со своим сыном или дочкой.
Светлана ОРЕНБУРКИНА,
педагог-психолог МДОБУ «ЦРР-д/с «Белоснежка».