+10 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Воспитание
10 Ноября 2022, 09:07

Хороший или плохой? Как сформировать самооценку у ребенка

Развитие самооценки у ребенка дошкольного возраста - важный этап развития личности. Родители ошибочно полагают, что малыш 5-6 лет не способен глубоко рассуждать о своей личности. Именно дошкольный возраст определяет направление, уровень активности человека. Однако немногие дети умеют оценивать себя правильно. На формирование мнения влияют родители, сверстники, окружающие взрослые.

Хороший или плохой? Как сформировать самооценку у ребенка
Хороший или плохой? Как сформировать самооценку у ребенка

 

Зачем нам нужна самооценка и какая она должна быть?

Как правило, психологи считают, что первые ростки самооценки пробиваются в период кризиса 3 лет, когда ребенок из раннего возрастного периода переходит в дошкольное детство.

Самооценка начинает проявляться уже в раннем детстве. Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок складывается мнение ребенка о себе. Это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

 Как проявляется уровень самооценки в поведении?

 Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

 Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются.

 При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый и т. д.). Вы должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

 Но не надо забывать, что уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

 Что делать?

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще не дорос.
  • Не перехваливайте малыша, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

Родители! Дети принимают близко к сердцу все слова близких. Как бесконечная похвала оказывает отрицательное влияние на ребенка, так и постоянная критика лишает дитя возможности реально оценивать собственную личность.

Тест «Лесенка» (На определение самооценки ребенка)

Проверьте с помощью теста, какая самооценка у вашего малыша.

Нарисуйте лесенку из 10 ступенек. Покажите ее ребенку и попросите поместить на этой лесенке знакомых ему детей, на трех верхних ступенях - хороших и добрых, умных и послушных детей - чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступенях - плохих, злых. Чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. После этого попросите ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя. И почему?

Теперь подводим итоги.

Если ребенок ставит себя на 1, 2, 3-ю ступеньку снизу, то у него заниженная самооценка.

Если ребенок ставит себя на 4,5, 6, 7-ю ступеньку, то у него средняя самооценка, то есть адекватная.

Если ребенок ставит себя на 8, 9, 10-ю ступеньку, то самооценка завышена.

Для дошколят завышенной считается самооценка только в том случае, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступень.

 Пока ребенок еще находится в дошкольном возрасте, родители могут корректировать самооценку своего ребенка, изменив стиль семейного воспитания, способы общения со своим сыном или дочкой.

Светлана ОРЕНБУРКИНА,

педагог-психолог МДОБУ «ЦРР-д/с «Белоснежка».

Автор:Людмила Ильязова
Читайте нас: