+7 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Новости
13 Апреля , 12:19

Жители затопленных домов в Орске: "Трагедия нас объединила"

В ночь с 4 на 5 апреля в Орске прорвало дамбу, на затопленной территории оказались почти 5 тысяч домов. В самый эпицентр наводнения попали жители посёлка Форштадт Старого города Советского района. Спустя неделю, их дома все ещё находятся под водой.

Жители затопленных домов в Орске: "Трагедия нас объединила"
Жители затопленных домов в Орске: "Трагедия нас объединила"

Мы побывали на месте трагедии. Зрелище удручающее - из воды видны лишь крыши домов, сараев, гаражей. В ночь наводнения люди выбегали кто в чем, их эвакуировали в первую очередь, в образовательных учреждениях сразу же были открыты пункты временного размещения.

Одной из первых эвакуированных начала принимать гимназия N3 Старого города. Директор учреждения Елена Владимировна Сабурова рассказала, что за первые два дня к ним привезли 85 человек, за неделю эта цифра выросла до 125. Было сложно, но коллектив, родители, ученики и жители Орска довольно-таки быстро наладили работу ПВР - в спортзале поставили кровати, подготовили душевые, организовали бесперебойную работу столовой. Семьи с маленькими детьми и инвалидов разместили в классах.

- Сейчас у нас остались 52 человека. Это люди в основном из посёлка Форштадт, которых начало топить первых. Жители 6-го микрорайона, где вода уже ушла, возвращаются домой. Привозили всех мокрых, грязных. По моему кличу наши замечательные родители и все неравнодушные ночью несли подушки, одеяла, постельное белье, одежду, игрушки. Сразу начали пристраивать пострадавших людей по семьям. Хочу сказать всем огромное спасибо! Благодарю всех, кто в это время предлагал и предлагает помощь. Прокуратура Советского района, юристы, специалисты МФЦ, учителя наши и из других школ, батюшка Вячеслав, священник Максим, водители, индивидуальные предприниматели, все-все-все - огромное спасибо!

Среди практически живущих в гимназии волонтёров - мать и сын Москалевы. Елена Геннадьевна активно включилась в работу с первого же дня. 2 года назад их семья пережила уже второй пожар и женщина не понаслышке знает, как это трудно и больно остаться ни с чем. Вот поэтому она здесь, в ПВР, и морально поддерживает пострадавших, и физически.

Её немногословный сын Артём - будущий спасатель, с детства мечтал связать свою судьбу с МЧС. Сейчас это первый в его жизни экзамен на прочность взглядов. Он со своими друзьями - Яном Чайкиным и Артёмом Кобыльским - разгружает прибывающие с гумпомощью машины, собирает кровати и многое другое. Вообще, здесь очень много желающих помочь, и каждый занят своим делом.

В спортзале шум - ребята разбирают опустевшие кровати и грузят их в машину - сегодня оставшихся без крова перевезут в другие ПВР. Так как с понедельника ученики, бывшие на дистанционном обучении, вернутся в школы.

Мы побеседовали с теми, кто ещё оставался на тот момент в гимназии. Все они подавлены, в понятной растерянности, женщины не могут сдержать слез, вспоминая, как их эвакуировали.

Маша и Слава здесь с двумя детьми. Когда все начиналось, были дома. Вечером в посёлке отключили свет, газ, воду. Потом зазвучала сирена, и все люди начали выбегать на улицу. Одеться толком не успели, ничего не взяли. Слава теребит в руках пакет с документами - это все, что успели взять. А ещё, добавляет Маша, отпустили 2 кошек и 2 собак. Плачет - животных спасти не смогли.

- Когда бежали к автобусу, вода сзади нас клубилась и прибывала, водитель автобуса кричал, чтоб мы быстрее бежали, воды было уже с полколеса. Запрыгивали на ходу уже, - рассказывает семья. Ночью их привезли в гимназию, дали одежду, определили на ночлег. Они благодарят всех, кто помогает. Помощи много, кормят вкусно, много, приходят юристы, здесь же провели вакцинацию от гепатита. 

- Сегодня я ездил домой. На участке ещё есть вода, в доме чуть-чуть. Но у нас и фундамент высокий, и потолки почти 3 метра. До потолка вода не дошла только сантиметров 20. Я очень расстроился, увидев поднявшиеся полы, разбухшие стены, пришедшие в негодность бытовую технику и все вещи. Туалет плавает. А у соседей так вообще - один дом сложился пополам, а кирпичные все полопались. Вот такая беда у нас. Как будем жить дальше - не знаю, - рассказывает Слава.

Галина Николаевна с мужем и внучкой до сих пор не могут отойти от шока. В момент прорыва дамбы дома их не было, она была на дежурстве на элеваторе, а муж приехал к ней, потому что на их улице отключили все коммуникации. Утром хотели попасть домой и не смогли. Не могут и сейчас - их посёлок до сих пор под водой.

- Там только откачивать надо, сама вода не уйдёт. Мы жили в низине возле дамбы. Не верили, что её прорвет. Поэтому особо и не готовились к такому ужасу, - говорит Галина Николаевна. - Пойти некуда нам. Сына с семьёй тоже затопило, их эвакуировали в другое место. В 2005 году, когда ещё не было дамбы, нас топило - вода в доме была по щиколотку. И тогда пришлось перестилать полы, сушить стены, делать ремонт. А сейчас...

Женщина машет рукой. Семья недавно отстроила новую кухню и зал, сделали ремонт, обновили мебель. Страховки у них нет. Что дальше - неизвестно.

Наталья рядом сокрушается - одна воспитывает троих детей, с ними живут её родители, папа-инвалид. Сами построили дом в 6-м микрорайоне, недавно сделали, наконец, ремонт, у всех кредиты. "В голове сейчас каша", - признается плачущая женщина.

У 77-летней Светланы Борисовны Дегтяревой дом затопило под крышу. Вспоминает, что вечером 4 апреля по улицам ездила машина, из которой неслось: "Граждане, готовьтесь к эвакуации". И сразу же в дом пошла вода. Женщина в халате с документами вышла на улицу, откуда её доставили в ПВР.

Она признается, что горе смягчает людская поддержка - все необходимое дали, столовая открыта круглосуточно, можно зайти в любой момент и попить чай со сладостями, тут же дежурят медик, психолог, постоянно на связи юристы.

- Поеду пока к дочери, домой, видимо, не скоро попаду. Я переживаю за свое жилище, а мой 45-летний сын плакал, узнав, что погибла кошка. Вот такие дела.

- Хотели снять квартиру, но очень дорого, мы не потянем, - признается растерянный Кажимухамбет, который вместе с женой и семьёй сына жили в Форштадте, - К нам пришли и сказали, чтоб мы все бросали и уходили. Мы так и сделали. Сын со снохой и внучкой уехали пока в Ясный, а мы были сначала у знакомых, потом пришли с женой сюда, в гимназию.

Их дом также остаётся под водой. И когда решится вопрос с жильём для семьи - неизвестно.

40 лет живёт в Орске мелеузовец Виктор Кириллович Семенов. 5 лет назад не стало его жены. В момент прихода большой воды был дома один - дочь и внучка находились в Москве.

- Утром встаю с кровати, а по колено - ледяная вода. И с каждой минутой она все выше и выше. Я начал все убирать на антресоли, потом только вышел и меня забрали.

По словам мужчины, их предупреждали о том, что дамба может не выдержать, однако люди не верили в это. Теперь он находится в ПВР. Здесь он получил медпомощь - от переохлаждения опухли ноги. Виктор Кириллович поблагодарил всех неравнодушных за уход и заботу.

Пострадавших людей много, все их истории похожи. Сейчас им предстоит решать множество проблем. Но, как сказала одна из наших респондентов, "в том, что с нами произошло, есть и плюсы: трагедия нас объединила, мы подружились с другими семьями, с прекрасными волонтерами. А вместе все же не так страшно, у нас обязательно все будет хорошо".

 

Автор текста и фото: Людмила Ильязова.

Автор:Людмила Ильязова
Читайте нас: