Не стало Дамира Айратовича Девятова - художника, основателя и руководителя мастерской «Девятов и Ко», одного из основателей школы флорентийской мозаики в России.
Мне довелось общаться с Дамиром Айратовичем на протяжении более сорока лет, только общаться не только по факту знакомства, но и работать плечом к плечу. Мы оба - геологи и, познакомясь, на первых порах занимались делами по сути своей профессии - первичной обработкой каменного материала.
Уже тогда Дамир в опытном порядке мастерил небольшие поделки из камня.
По молодости Дамир, как в силу стечения чисто житейских обстоятельств, так и в силу молодеческих поисков и метаний, пытался определить себя в радиоэлектронике, металлургии, геологии. Последнее ремесло одержало верх, а далее в работе с камнем пришло и художественное «прозрение».
В конце «святых девяностых», фактически при полном развале геологической службы страны геологам пришлось находить себе новые дела. Дамир Айратович определился с этим гораздо раньше. И это была не только флорентийская мозаика. Ибо Дамир был из тех, о ком говорят: мастер на все руки.
В нескольких номерах альманаха «Jewel & travel», где даны статьи о сибайских «флорентийских» мастерах, примечательными чертами характера Дамира отмечены легкость и доброжелательность.
Доброжелательность Дамира была самоочевидна: достаточно было первого общения с ним.
Что до легкости, она тоже на виду: с легкостью создана художественная студия и региональная школа мозаичного мастерства; с легкостью спроектирован и построен дом от цоколя до конька на охлупне - собственными руками; с легкостью выращены деревья: сад - земные райские кущи - можно любоваться. Само собой - семья, сын, внуки.
Сколько весила эта легкость, знает только Дамир. Ему она пришлась по плечу.
Таков Девятов Дамир - учитель, художник, архитектор, строитель, ландшафтный дизайнер. Очень хороший человек. В двух словах - настоящий мастер.
Будем помнить.
P.S. Несколько лет тому в вишневой чащобе я вырезал палку. Два-три года она сохла. Потом, ошкуренная, она еще два-три года сохла в тени. Потом я показал палку Дамиру:
- Слушай, я человек старый, надо бы что-то придумать.
- Я подумаю.
Вскоре у меня появился посох. А Дамиру я отправил стихи о посохе.
Было это года два тому.
Дмитрий Коноплин. 02.02.2025