Лихачей предлагается штрафовать на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, а за повторное правонарушение уже лишать права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев. Законопроект подготовили в ЛДПР, и коллеги из других фракций инициативу поддержали.
"К сожалению, статистика неутешительна: количество ДТП вновь стало расти, - прокомментировал журналистам нормы председатель Госдумы Вячеслав Володин. - В 2023 году в России произошло 132,5 тысяч ДТП с пострадавшими, это на 4,5% больше, чем по итогам 2022 года. В них погибли 14,5 тысяч человека (+2,3%) и ранены 166,5 тысяч человек (+4,3%). Очевидно, что ответственность для лихачей на дорогах, которые сознательно нарушают ПДД, надо ужесточать".
Он напомнил, норма об опасном вождении была введена в ПДД еще в 2016 году.
"Однако до сих пор нет соответствующего наказания за такое поведение на дорогах, угрожающее жизни как самого водителя, так и других участников движения", - назвал коллизию спикер.
По словам спикера, в рамках второго чтения наказание для рецидивистов сделают строже. То есть лишением прав на пару месяцев нарушители не отделаются.
Отметим, что под опасным вождением понимаются действия, создающие аварийные ситуации на трассах. Это могут быть необоснованные перестроения в потоке машин (те самые "шашечки"), резкое торможение без причины, несоблюдение безопасной дистанции. В этом списке - и невыполнение требований уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения. В пояснительной записке отмечается, что по вине водителей-лихачей сегодня совершается до 80% ДТП.
Автоматически выписанных протоколов и штрафов не предполагается (речь о камерах видеофиксации). По оценке депутатов, данные с уличных камер могут стать лишь отправной точкой для начала разбирательства, решение же в каждом случае будет принимать только ответственное должностное лицо.
На дорогах немало "агрессоров, которые провоцируют, играют в шашечки", напомнил один из авторов, глава Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР). Эти гонщики, по его словам, "мнят себя воспитателями и резким торможением пытаются проучить сзади идущее транспортное средство".
Тем самым они провоцируют выезд на встречную полосу, аварию, ставят под угрозу жизнь и безопасность других участников дорожного движения. Нилов уверен, что "таких товарищей самих надо воспитывать". Кстати, за границей за опасное вождение, по его словам, вообще могут вообще лишить свободы.
Другой депутат ЛДПР Владимир Сипягин отметил в комментарии "РГ", что во многих странах у постоянных нарушителей правил дорожного движения отбирают автомобили. Законопроект он считает важным и надеется, что нормы будут работать для всех: "Перед законом все должны быть равны, и никакие родственные связи не могут быть препятствием для наказания".
Депутат ЕР Абдулхаким Гаджиев согласен, что наказание за опасное вождение - давно назревшая инициатива.
"Проявления дорожного хулиганства остаются большой проблемой, в частности, для моего родного Дагестана, - сказал он "РГ". - Человек, находясь за рулем, формально не нарушает ПДД, но, очевидно, создает аварийную ситуацию, представляя угрозу для других участников дорожного движения. В результате получают увечья или даже гибнут люди".
Депутат считает, что новый закон поможет решить проблему хотя бы частично.
Его коллега по фракции Джамаладин Гасанов тоже сказал "РГ" об актуальности поправок: по его словам, число дорожно-транспортных происшествий - в том числе со смертельным исходом - растет год от года.
"Это во многом следствие отсутствия культуры вождения, которое приводит порой к трагическим последствиям, - заметил депутат. - Любители поиграть в "шашечки" на дороге или "проскочить" на мигающий желтый, а то и на красный свет представляют опасность для всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, велосипедистов".
По его оценке, санкции из законопроекта сработают на профилактику - они должны носить в первую очередь воспитательный характер.
"Поэтому повторное правонарушение предложено наказывать лишением прав. Наша задача снизить смертность от ДТП и навести порядок на дорогах. Считаю, что проектируемыми поправками в КОАП сделать это вполне возможно", - резюмировал он.
Правительство РФ дало положительный отзыв. При этом в кабмине попросили учесть ряд замечаний. В том числе, что в документе отсутствуют положения, закрепляющие полномочия сотрудников ГАИ по рассмотрению дел о таких правонарушениях. Кроме того, авторы отзыва отметили, что реализация инициативы не должна привести к увеличению штатной численности и выделению дополнительных средств из бюджета. Ко второму чтению депутаты планируют это учесть.
Источник: "Российская газета"