Мама очень редко вспоминала свое трудное детство. Видимо, ей не хотелось будоражить в памяти раннюю потерю матери, расстрел в 1937 году отца (он был очень образованный мулла). Мы, дети, понимали, что оно у нее оставило тяжелый осадок, и не приставали с расспросами. Единственное, что она еще могла вспомнить из своего обездоленного детства, была природа.
По ее рассказам, на месте нашего дома раньше росло много ягод, берег полноводной речки Кирешка покрывала густая поросль трав, малины, смородины, высились великолепные ольховые деревья. Я долго не могла поверить в это, так как ягод, кустарников уже и в помине не было, почти исчезла ольха, а сейчас нет и воды в речке.
С годами осознаешь, что и природа, и люди по истечении времени меняются. Правда, не всегда в лучшую сторону.
Я хочу поделиться с вами своими воспоминаниями об одном событии, которые сегодня часто всплывают в памяти, навевая тихую грусть.
Тогда я работала заместителем главы администрации в Зилаирском районе. Это произошло, как говорят в сказках, в былые времена - в конце двадцатого века, когда селяне не торговали на базарах, когда в райцентр перестали прилетать самолеты, и т. д. Кстати, в нашем районе было два аэропорта - в Зилаире и Кананикольске.
Здесь, думаю, уместно вспомнить, как мы в детстве с радостными возгласами запрокидывали вверх головы, услышав гул мотора самолета. Радовались, когда первыми находили взглядом в небе черную точку летящего чуда - так мы это воспринимали. Отчаянно помогали своим товарищам, которые не могли сразу ее найти, приобняв подругу, голова к голове, направлением руки старались успеть показать самолет, пока тот не скрылся за горизонтом. Нашему ликованию не было конца!
К сожалению, у самолетов моего детства не так часто можно было увидеть белый след, как сейчас. Да и современные дети тоже изменились. Навряд ли они сейчас удостаивают своим вниманием летящие в небе над нашим городом белохвостые самолеты. Это мы, старики, остановившись, провожаем их взглядами то в одну, то в другую сторону.
Так вот однажды на наш заброшенный аэропорт в Зилаире (он находился где-то в трех километрах от села) приземлились вертолеты. Мы стали замечать, что они взлетают и через некоторое время в окрестностях с них высыпают разноцветные парашюты, которые скрываются в лесу. Это было в новинку для нас. Видимо, летчиков учили приземляться на парашютах. Население, стар и млад, с интересом наблюдали за этим волшебством.
Не знаю, так это или не так, но казалось, они управляемые. Ведь по кинофильмам знаем, что парашюты могло занести куда угодно: в реку, в болото, на верхушку дерева или еще куда.
В один из дней на маленькую площадку перед райсоветом приземлился парашютист. Неизвестно откуда у ограждения собрались мальчишки. И так быстро они примчались, как будто только и ждали его. С опаской и одновременно с большим интересом они смотрели на незнакомца, наблюдали, как он собирает свой парашют. Поодаль начали останавливаться и взрослые.
Мне тоже стало интересно - как раз выходила из райсовета. Я подошла к парашютисту, поприветствовала его и полюбопытствовала: «Чем мы обязаны такому счастью?» Он ответил: «На проверку к нам из Москвы прибыл большой начальник. Я долго служил в Средней Азии, поэтому мне поручено приготовить плов. Для этого нужно на базаре купить хорошее мясо, понадобится еще и ведро картошки». Я вынуждена была его разочаровать тем, что базаров у нас не существует, а население не особо хочет заниматься торговлей. Он расстроился. Нас окружили дети, они возбужденно поглядывали на парашют и его хозяина. Я, смеясь, успокоила его со словами, что ему повезло встретить меня: «Мой муж главный зоотехник местного совхоза, он решит проблему с мясом, ведро картошки даст из дома. Только вот где его найти?» Как сейчас, сотовых телефонов тогда не было.
Вот же, если везет. То везет во всем. Буквально через несколько минут в толпе увидела второго зоотехника Равиля и договорилась с ним, как помочь нашему «небесному гостю». На вопрос: «Как ему нас отблагодарить?» пошутила: «Пуст все ваши парашютисты завтра в 11 часов дня приземлятся на нашей площади!»
На следующий день я уже не помнила об этом. По своим служебным делам находилась на окраине Зилаира, когда мой водитель сказал, что почему-то парашютисты приземляются в самом районном центре. Я вспомнила свою шутку. Мы быстро подъехали к площади. Там уже было много народу. Один за другим на этот небольшой пятачок приземлялись разноцветные парашюты. Вокруг творилось что-то невероятное. Все радовались, возбужденно переговаривались. Тут через толпу людей пробрался к нам старший из парашютистов, достал из-за пазухи немного потрепанный букет из лесных цветов и протянул мне. Я с удовольствием его приняла. Наше поколение не было избаловано такими знаками внимания. Несмотря на это, когда дарили цветы, мы оставались сдержанными, не проявляли своих чувств. А тот букет «с неба» я взяла из рук парашютиста с огромной радостью. Это был для меня самый роскошный букет: он состоял из разнообразных, удивительно красивых, неповторимых цветом, какими богата наша зилаирская земля.
Теперь те дети уже давно выросли, мы, взрослые, состарились. Мало кто помнит, что в районе было два аэропорта, скудеет природа, а я часто с ностальгией вспоминаю этот удивительный случай.
Валима АХМЕТГАЛЕЕВА.