+14 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Житейские истории
24 Ноября 2022, 18:24

Воспоминания под стук колес…

(Продолжение. Начало - 17 ноября, 18.45)  

Воспоминания под стук колес…
Воспоминания под стук колес…

Однажды начальник главка ставит мне задачу - назначен руководителем группы в 500 человек из Главюгстроя на строительстве цеха гальваники завода белой жести в г. Темиртау Карагандинской области, вылет завтра утром. Оказывается, Австрия и Германия отказали в поставках белой жести и весь рыболовный флот СССР на грани остановки.

По прилету на место выяснилось, что объект находится на отметке минус 12 метров под землей и тоннельные работы закончены, нужно построить железнодорожный заезд, произвести отделку, смонтировать оборудование.  Оперативное совещание на объекте дважды в сутки - в 8.00 и 20.00, докладывать лично секретарю Политбюро ЦК КПСС Ивану Ивановичу Долгих. Состояние наших дел он уже знал по полусуточным рапортам, которые мы обязаны были предоставлять за час до оперативки. Спрашивал обычно по ИТР и рабочим, количеству, нет ли больных, не прибывших с областей. Один раз в месяц были разрешены двухдневный отдых в семьях и перегруппировка контингента по профессиям, предоставлялись самолеты.

Удивительное дело, оказывается, чем выше по должности человек, тем выше у него интеллигентность, компетентность, обаяние! Я ни разу не наблюдал от него резкости, взбучки кому бы то ни было, жестких замечаний.

Мы управились на месяц раньше, завезли под монтаж оборудование, поэтапно смонтировали и сдали на пуско-наладку. К сожалению, белую сталь на линии рулонирования мы уже не увидели…

В связи с усилением объемов работ в городах Кентау, Туркестане и Кзыл-Орде я был переведен начальником участка и получил 4-хкомнатную квартиру в Кентау, 2-хкомнатную в Чимкенте разрешили переписать матери Зифы.

Работа, как всегда, была двухсменная на монтаже, отделка в первую смену. По титульным объектам сдача в эксплуатацию всегда в срок, какие-то небольшие премии бывали, и жили только на зарплаты.

Однажды в 1976 году в Туркестане 90-квартирный дом для ремонтно-механического завода был задельным, то есть объект стоил 450 тыс. рублей, а 100 тыс. не хватало и они переходили на 1 квартал 1977-го. Директор завода Иван Николаевич всегда интересовался этим объектом и когда в сентябре увидел, что мы заканчиваем монтаж 5 этажа, попросил, чтоб я переговорил с руководством ДСК, чтобы дали материалы на отделку, а отделочников он поставит своих, - чтобы сдать дом в 1976 году.

Так и сделали, управились, сдали 31 декабря.

1 января, утро. С Новым годом! Заходит к нам домой в Кентау Иван Николаевич и говорит: «Срочно собираться! Забираю вас всех к себе в гости». Заехали к моему прорабу, и их с женой тоже в машину. Все произошло даже без предупреждения. Нас поразили радушие, ненавязчивость хозяев. Каких только угощений не было на столах!

Наутро после чая Иван Николаевич мне и моему соратнику объявляет, что поедем за подарками. Приехали на межрайбазу, открывают громадный ангар, а там «Жиули» 01, 02, 03 - каких только нет цветов! 

- Выбирай, Закир Хисаметдинович!

- Вы что! - я опешил, у нас даже у Лужина и директора нет машины. Посадят! - У меня нет, - говорю, - таких денег.

Он парирует - это, мол, подарок. Отвечаю, что не возьму! Тогда пошли в другой ангар, а там полно зелененьких мотоциклов с коляской - «Уралы». Тут же оформили рассрочку на год, мне было задано срочно найти гараж, утром доставят. Осуществилась моя давняя мечта!

 

И вечером так же на поезде…

 

Места у нас с Маратом Кашаповичем были в соседних купе, договорились, поменялись.  Я доложил: «Все вопросы решились очень положительно, в Минбыте даже вместе с плановиками подготовили письмо в Москву с запросом денег на строительство одноэтажного пристроя, здравпункта и столовой. Мое обоснование и ваши с председателем исполкома Александром Николаевичем Рыковым визы поддержки приняты. В Башбытрекламе также приняли заявку на первую цветовую вывеску в Сибае - «Дом быта «Юбилейный», будут готовить бригаду и на внутреннее оформление».

В какой-то момент глубоко ночью Марат Кашапович просит рассказать о самых интересных моих жизненных историях. Поведал ему эпизод поездки на рыбалку, а спустя годы, 1 мая 2021 г., выложил его в ВК, в комментариях группы «Сельдерей (рецепты»). Дело в том, что рецепт был описан неправильный, рыба в корейском блюде «Хе» из только что выловленной форели не должна быть крупными кусками…

Как-то в 1976 (или 77-м) году мы с Геннадием Борисовичем Ляном, зам. управляющего трестом «Миргалимсай Свинец Строй», на мотоцикле «Урал» устремились вверх по бурлящей среди валунов  реке Кельтемашат, прыгая в три колеса с камня на камень. Вдоль скал по возможности удавалось проехать чуточку, и опять с камня на камень, пока не объявится полоска справа или слева, чтоб нормально продвинуться дальше вверх. Так мы и добирались более 10 часов до громадной поляны, где были построены пленными японцами десятки железобетонных ванн для набора питьевой воды, что стекала по многочисленным бетонным лоткам из тающих ледников, высящихся тут же, рядом. Когда устроились, передохнули, согрелись, Лян подвязывает на мою левую руку шелковую сеточку и объясняет, что будем нырять, в норах бетонной стенки правой рукой ловить рыб - и в сетку. Змей не стоит бояться, не ядовиты.

Обжигающе ледяная вода спирает дыхание, но раз он также тут, смелость берет свое! В первые несколько нырков поймал из множества кишащих в норе форелей штук 6-7, и Гена уже кричит: «Хватит, вылезай!» Вылезаю. Дрожь во всем теле, танцуем, он также и ходом рыбу чистит. Мне - лук, зелень и чеснок нарезать, также танцуя. Потом это все, с мелко, в полоску, нарезанной рыбой без костей, в чашку, потряхивая и подливая уксус и пряности. И вскоре священное блюдо готово. Как говорит телеперсонаж Серж: «Товарищи, к столу - ура!»

 

Все, что не успел рассказать…

 

Общение после этого закончилось, утром обоим надо на работу, отдыхаем…

Зифа заканчивала истфак БГУ в Уфе, и каждый год в отпуске мы жили по месяцу у своих родных, я искал обмен квартиры с целью переезда. Не получается, в понедельник мне на работу. На поезд, и случайный собеседник, узнав мою заботу, говорит: «Слушай, у нас Сибай также растет, молодой город, есть бюро там-то, под крыльцом окошко - оставь объявление». Начало августа 1981 года. Так и сделал. Провел день в Кашкарово у своих - и на перекладных в Актюбинск. Успел, утром пошел на работу, а вечером пришла телеграмма: предлагаем трехкомнатную квартиру в новом доме  и т.д. Тут заходят мои, тоже вернулись самолетом, сколько радости! Срочно вопрос: насколько достоверно? «Я же училась в БГУ с Миннур Шарифовной…» Делаем запрос телеграммой: да, реально. Отбили согласие, через сутки к нам заходит большой человек в черном костюме и при галстуке, весь мокрый - жара свыше 40: квартира ему понравилась, но заявляет, что ему нужна работа, в Москве имеет большие связи - «могу быть полезным», попросил помочь устроиться на комбинат.

Директор «Ачполиметалла» Минцветмета СССР Сак Муленович Мауленкулов меня хорошо знал, всегда радостно встречались при сдаче объектов жилья в г. Кентау и рудниках. Зашел к нему один, показал его документы, ответ - «свободных вакансий нет». Пришлось идти к первому секретарю горкома партии Николаю (Шамилю) Шамсутдиновичу Кабирову, который в пору раскулачивания удачно попал в эти края и здесь состоялся как руководитель. Когда объяснил ему все, позвонил на комбинат: «Саке, наш Заке хочет уехать на Родину, а пришлый может пригодиться, кажется, есть у него контакты в Минцветмете». Дальше бегом в горисполком, переписали ордера, и подготовка к отъезду.

Поехал в Туркестан, на ж/д заказал контейнер, узнал его кубатуру, потом на пасеку - хорошо, что несколько человек из бригады были там, раздал пчел с рамками и освободил 10 лежаков. Назавтра партнеры-пчеловоды доставили их в Кентау, принятое решение: грузиться без мебели - было в семье одобрено. Что-то продали, остальное раздали. Книги, постель, посуда влезли в 10 беленьких сундуков-ульев. «Урал» пришлось продать: нужны деньги на переезд и период обживания на новом месте.

В Сибае благополучно заселились. Время не теряли, устроились на работу. Зифа - в 1-ю школу учителем истории, где ее еще назначили и классруком выпускного «Коркинского» класса. О том, что с августа 1981 года я работал главным инженером ПМК-4 треста «Ишимбайводстрой», упомянуто в моих «Воспоминаниях об отце» («Сибайский рабочий» №67 от 20.08.2022 г.).

Дело в том, что зима 1980-1981 гг. была сурово-многоснежной и весной быстрое таяние снега разнесло все плотины на этих объектах, где не были сделаны водосбросы-аварийки. Поставили «телегу впереди лошади», кинулись освоить финансирование и, благо что техники было предостаточно, отсыпать плотины. Снесло часть плотин, особенно пострадали, разворотились места проектных водосбросов.

Управляющий трестом Бородулин был в Сибае, и кто-то мне подсказал, чтоб я встретился с ним. Осмотрев мельком мои документы, он поведал упомянутые беды объектов и, оценив мое видение проблемы, вызывает через секретаря: «Гордеева срочно сюда!» Заходит быстрый, но уже пожилой человек. «Василий Федорович, вот твой начальник с сегодняшнего дня, с ним всегда вместе и в выходные, вон новое грузотакси ГАЗ-53 - принимай!»

 

Первые друзья в Сибае

 

Известие о том, что в выпускном классе 1-й школы новый классный руководитель - откуда-то приехала, подвигло родителей и учеников организовать ознакомительный выезд на выходные семьями на Гадельшу. Поехали на автобусах, красивая природа, зелень еще в лесах - благодать…  Песняка, общение наперебой и все празднично! Уже на месте сразу штурм Гадельши по самой сложной трассе маршрута 1 категории. Аксана и Азамата, Зифу опекают ребята, которые уже знают этот подъем.

Мы с Борисом Ивановичем Коркиным быстро нашли общий язык как профессионально, так и по множеству общих знакомых - моих однокашников, что работают в комбинате.

Эта незабываемая поездка была получением всей нашей семьей вотума безусловного доверия и признания, залогом успешной работы Зифы в новом коллективе.

Проживая на третьем этаже по ул. Свердлова, 57/1, с первых дней постоянно общались с соседями на нижних этажах. И все 10 лет, что мы там прожили, по вечерам, когда у кого-то готова вкусняшка на ужин, был вызов по трубе: один стук - вызов 1 этажа, два стука - 2-го этажа, три - бегом на 3-й этаж…

 

Закир СУЛЕЙМАНОВ,

потомок Землеустроителя

II Тангауровской волости

Орского уезда, ветеран Росатома.

НА СНИМКАХ:

1. Руководство треста "Миргалимсай Свинец Строй", 1 мая 1979 г. Справа от меня управляющий трестом Алексей Васильевич Хан.

2. Сборная команда стрелков и шахматистов треста " Миргалимсай Свинец Строй", 1979 год. Слева направо в 1 ряду: казах, грек, кореец, армянин, китаец (уйгур); во 2 ряду: узбек, украинец, грузин, башкир, русский.

3. Тянь-Шань, за медом на высокогорье, пока машина может идти... Справа 4-й - Батыргалей Атанов. Горы, приблизительно 1974 г.

4. Тянь-Шань, ульи расставлены. Горы, приблизительно 1974 г.

5. Автор сегодня. 

 

 

Окончание следует.

Воспоминания под стук колес…
Воспоминания под стук колес…
Воспоминания под стук колес…
Воспоминания под стук колес…
Воспоминания под стук колес…
Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: