…Юлдыбай долго сидел, не понимая, что случилось, неужели это было с ним, не может быть, думал он. Мысли его прервал телефон:
- Дорогой, не опоздай, ждем! - торопил голос жены.
Он быстро собрался и вышел, направился к остановке автобуса. По дороге он вспоминал последние моменты… В ушах грозный голос Магиры: «Докажи!» - и слова Салимьяна: «Зря пригласил!» Может, это кошмарный сон, бред? Он посмотрел по сторонам. Нет, все - явь, реально… К сожалению. На память приходит песня «Помни те сладкие минуты». Да-а-а, не забудешь это никогда…
Все начиналось вроде бы хорошо. Юлдыбая и Мавлиду пригласили в гости в деревню. У давнего друга Салимьяна юбилей. Дружат более сорока лет: вместе учились в СПТУ на механизаторов, служили в армии, женились в одно время. Теперь оба на заслуженном отдыхе. Хотя Юлдыбай приболел, чтоб не обидеть товарища, охотно принял его приглашение. В назначенный день пришли они в просторную, празднично убранную столовую. Столы, как говорится, ломились от угощения. Салимьян и Магира умели принимать гостей. С цветами, свертками начали собираться родственники, друзья. Салимьян - уважаемый человек, много лет трудился в селе механизатором, отец семейства, дед.
Пошли поздравления, гости не жалели красивых слов, один красноречивее другого. Очередь дошла до Юлдыбая. Он шепчет жене:
- Ты поздравь его и вручи подарок, а я спою.
Ему с детства нравилось петь, всегда про себя напевал любимые мелодии, в свободное время играл на гармони. Вот Мавлида, поздравив, вручает подарок юбиляру, а Юлдыбай говорит:
- Дружище, я тебе и Магире спою песню нашей молодости.
Народ притих. Он начал: «На рассвете, прощаясь с тобою, руки твои в свои беру. Помни те сладкие минуты, те чувства с собою забери…» (примерно так переводятся эти строчки с башкирского). Прощальная песня парня своей возлюбленной перед уходом на армейскую службу. Она известна всем людям старшего поколения.
Юлдыбай спел и добавил:
- Вспомним, как мы встречали рассветы и провожали своих любимых.
Тут Магира покраснела как мак, посмотрела на мужа.
- Ты когда это меня провожал? Не помню. Наверно, это была другая девушка, с ней гулял до рассвета. Откуда об этом знает Юлдыбай? - вспылила женщина.
Салимьян же на весь зал громко сказал:
- Не знаю и не припоминаю, чтоб я кого-то провожал. Ты, Юлдыбай, что-то путаешь, неправда это!
Присутствующие засмеялись, приняв все за шутку. Пошли дальше поздравления, песни, пляски и веселье …
Прошло несколько дней. Юлдыбая с женой снова пригласили на юбилей, на сей раз - близкая родственница жены. Отказываться нельзя. Мавлида раньше пошла, нужно помочь собрать стол. Юлдыбай тоже готовился выходить, как вдруг в коридоре топот, голоса. В дверь без стука входят бледный Салимьян и, с грозным видом, Магира. Хозяин приветливо встречает их, показывая гостеприимство как обычно. Тут Салимьян указательным пальцем тыкает в грудь Юлдыбая и гневно говорит:
- Докажи, я когда встречал рассвет с Магирой?
- А я где до зари гуляла? Отвечай немедленно! - кипит Магира.
Эти двое начали говорить без остановки, не давая хозяину и рта раскрыть.
- Я уже сколько ночей не сплю, не ем. Жена покоя не дает, требует признания. Давление поднялось, - хрипит Салимьян.
- Я, по-твоему, гулящая, ты видел меня? - яростно наседает на Юлдыбая женщина. - Где твоя Мавлида? Вы специально, намеренно пришли испортить наш вечер. Завидуете нам?
И - далее в таком же духе.
Магира, топая грязными сапогами, обошла все комнаты.
У хозяина закружилась голова, потемнело в глазах, и Мавлиды нет дома …
- Сколько лет живу рядом с вами, ничего дурного не помышлял. Я же спел для вас, ради уважения, это же песня, слова народные, - оправдывался бедный мужчина.
- Лучше бы ты, вообще, не приходил на вечер! Перед всеми опозорил нас своей песней! - сказал Салимьян ему в лицо.
Магира, как бы получив удовольствие от своей злобы, плюнула на пол и с чувством выполненного долга направилась к выходу. За ней, будто завершив великое дело, послушно последовал Салимьян.
Ошеломленный, оглушенный услышанным Юлдыбай долго не мог прийти в себя.
Мавлида встретила мужа у входа, вид его насторожил: «Что-то случилось, не заболел ли он?» Когда тот кратко рассказал о случившемся, женщина не могла удержаться от смеха: «Не может быть! Ну и люди…»
С того дня эти семьи перестали общаться, а ведь дружили более сорока лет.
К великому сожалению, уже почти два года, как один из мужчин ушел в мир иной, они так и не помирились.
А ведь жизнь так прекрасна и так коротка, чтобы тратить ее на мелочные раздоры, никчемные обиды …
Расима АЙСУВАКОВА.