+12 °С
Дождь
Антитеррор
Все новости
Здоровье
18 Апреля 2020, 21:23

Рожать или не рожать – кому решать?

Каждая женщина однажды может встать перед непростым и страшным выбором: дать ребенку жизнь или прервать беременность. В некоторых странах аборт до сих пор приравнивается к убийству. До 1920 года и в России он являлся преступлением. С тех пор ежегодно в нашей стране возникают жаркие споры – запретить аборты, тем самым повысить демографию, или оставить право рожать – не рожать за женщиной.

Каждая женщина однажды может встать перед непростым и страшным выбором: дать ребенку жизнь или прервать беременность. В некоторых странах аборт до сих пор приравнивается к убийству. До 1920 года и в России он являлся преступлением. С тех пор ежегодно в нашей стране возникают жаркие споры – запретить аборты, тем самым повысить демографию, или оставить право рожать – не рожать за женщиной.
Немного истории
В начале 1930–х годов рождаемость в стране резко упала, и правительство решило запретить аборты. Зарегистрированное число абортов действительно сократилось. Но зато распространились криминальные аборты, самоаборты, что привело к росту материнских смертей.
Подпольные аборты часто делали люди, не имеющие никакого отношения к медицине, например, знахарки или вовсе домохозяйки. Женщины прибегали к варварским методам, чтобы провести аборт самостоятельно.
Помимо смертности матерей увеличились случаи неестественной смерти младенцев, в том числе убийства матерями. Положение оставалось примерно на том же уровне и в послевоенные годы, пока в 1955 году аборты вновь не стали законными. Материнские смертности и убийства младенцев постепенно снижались. В стране появились первые средства контрацепции.
В современной России аборт входит в перечень видов медицинской помощи. Согласно федеральному закону, аборт при наличии только одного желания пациентки может быть проведен на сроках беременности до 12 недель, аборт по социальным показаниям (беременность в результате изнасилования) - до 22 недель, по медпоказаниям - на любом сроке.
С 1990 года количество абортов в России ежегодно снижается, но остается по-прежнему высоким - каждый год в стране их совершается более 500 тысяч. Наша страна по их количеству является одним из мировых лидеров.
Русская православная церковь и депутаты борются за то, чтобы исключить аборт без медицинских показаний из программы. Например, в январе прошлого года депутат Госдумы от «Единой России» Виталий Милонов предложил приравнять аборты к убийствам и привлекать к уголовной ответственности врачей, которые их проводят.
Запрещать или не запрещать?
Как обстоят дела с прерыванием беременности у нас в Сибае, по какой причине чаще всего женщины решаются на аборт, что заставляет их передумать и все-таки дать ребенку жизнь – эти и другие вопросы мы задали нашим врачам акушерам-гинекологам.
Женщины приходят за поддержкой!
- Больше трех лет я работаю врачом акушером-гинекологом. Ежегодно по вопросу прерывания беременности ко мне обращаются 50-60 женщин, - рассказывает Дина, – Причем только треть из них вынуждена отказаться от желания родить по медицинским показаниям. Остальные пациентки называют различные причины, самые распространенные из которых – «устала», «есть маленькие дети», «только вышла на работу». Радует, что многие женщины все-таки отказываются от прерывания беременности. Таких видно сразу - они и приходят-то порой просто за поддержкой и пониманием. Абсолютно со всеми пациентками мы проводим беседы, отправляем на консультацию к психологу, бывает, что разговариваем с их мужьями, родителями - это, кстати, одно из важных. Именно от семьи, в первую очередь, должна исходить поддержка для беременной женщины.
- А вы сами за или против абортов?
- Отвечу так, прежде всего, это моя работа. Но я против абортов. «Против» значит, что я не рекламирую аборты как благо и всегда пытаюсь отговорить женщину от этого шага. Но у каждой должно быть право выбора. И уж если она по какой-то причине решилась на такой шаг, то делать это надо наиболее щадящим и безопасным методом. И нужно понимать, что на 100% никакой аборт безопасным быть не может: как минимум происходит гормональный сбой.
- Часто женщины, которые прошли через прерывание беременности, рассказывают о негативном отношении к ним медперсонала. А как вы относитесь к абортницам?
- Я знала, на кого учусь и что входит в мои обязанности. Если испытываешь презрение или плохо относишься ко всем пациентам с «аморальными» диагнозами, то, наверное, из медицины лучше уйти. Пациенты с венерическими заболеваниями, беременностью от любовника, живущие в стесненных условиях и другие имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны медработников.
- Так нужно ли бороться с абортами?
- Бороться с абортами можно и нужно, но не методами запретов. Многовековая история борьбы с абортами доказала одно - метод запрета опасен для общества. В СССР запрещали аборты, в итоге получили многократное увеличение количества криминальных абортов, убийство новорожденных, брошенных детей. Единственным, на мой взгляд, действенным методом является контрацепция. И прежде всего думать о ней должны женщины. Помните, мужчины не беременеют!
- Многие, в том числе и религиозные деятели, говорят о том, что только путем запрета абортов можно повысить демографию.
- Вряд ли это поможет. Ведь каждая беременность должна быть желанной. Для этого у женщины должны быть все условия: бытовые, семейные, материальные, социальные. Сейчас государство хорошо финансово поддерживает родителей, семьи с детьми. Об этом я также часто говорю своим пациенткам. Но все же у каждой всегда должно быть право выбора.
Самое приятное в моей работе то, что те, кто все-таки решил родить, встречая меня на улицах, говорят спасибо. И таких – много!
Будущее страны – в планировании семьи
На наши вопросы ответила еще одна врач акушер-гинеколог. В профессии она восемь лет. За это время по поводу прерывания беременности к ней обратились более 500 женщин.
- И только 20% из них - по медицинским показаниям! Представляете? Самая частая причина, как под копирку, – употребление сильнодействующих лекарств или алкоголя на ранних сроках, когда о беременности они даже не догадывались. Из редких, самых откровенных, - будущий ребенок не от мужа, - говорит Алия.
- Что вы думаете о запрете на прерывание беременности?
- Как женщина, я против абортов, исключение составляют лишь процедуры по медпоказаниям. Но, как врач, я выступаю против запрета абортов. Знаю: ничто не остановит женщину, твердо решившую не рожать. Она найдет способ осуществить задуманное, даже если возникнет угроза ее жизни — сделает криминальный аборт. Кроме того, бывают домашние роды среди женщин, не вставших на учет по беременности. Судьба ребенка в таких случаях часто не менее печальна, лучшее - эти дети попадут в дома малютки.
Запрет абортов по полису ОМС при отсутствии медпоказаний также не сделает процедуру менее востребованной. Просто для тех женщин, которые не смогут оплатить стоимость аборта, возникнет вопрос: либо где и как достать средства, либо как избавиться от ребенка другими способами. В любом случае это не про счастливое материнство.
Меня всегда возмущали ярые сторонники запрета абортов. Но они никогда не видели пустых глаз женщины, которая пишет «отказную». Одной рукой она подписывает бумагу, а другой придерживает ребенка, которого сейчас отдаст. В большинстве своем отказницы не сделали аборт потому, что не успели, не узнали вовремя или... потому что не было денег.
- Можно ли говорить, что аборт на сегодняшний день, с развитием медицины, является абсолютно безопасной процедурой?
- Конечно, нет! И об этом я постоянно говорю своим пациенткам, довожу до них информацию обо всех возможных последствиях. Это и ранние осложнения (кровотечение, перфорация матки, неполный аборт со всеми его последствиями), а также поздние (бесплодие, невынашивание). Исход зависит от многих факторов, среди которых состояние здоровья женщины, срок беременности, метод проведения процедуры, компетентность врача, иногда - воля случая.
- Что, на ваш взгляд, может помочь снизить статистику абортов?
- У нас, как ни странно, до сих пор много вполне образованных людей, которые не знают о способах предохранения от нежелательной беременности. А ведь эти базовые знания нужны всем без исключения, но о них обычно не принято говорить - ни в школе, ни в семье. Сегодняшние дети очень рано взрослеют физически. Поэтому, на мой взгляд, начинать грамотное сексуальное воспитание нужно, когда ребенку исполняется 10-12 лет. Большую роль играет и социальная реклама.
Еще раз скажу, каждая женщина должна иметь право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Но будущее любой цивилизованной страны заключается, прежде всего, в планировании семьи.
Опрос
По каким причинам вы пошли на прерывание беременности?
Е., 34 года:
- У нас с мужем один ребенок. Второго хотели, но на ранних сроках беременности, о которой я не знала, переболела, принимала сильные лекарства, которые могли навредить малышу. Поэтому решила не рисковать.
А., 18 лет:
- Мой парень был не против ребенка, но я побоялась реакции родителей, да и 1 курс института, нужно учиться. Закончу учебу, выйду замуж, там и подумаю.
И., 48 лет:
- У меня трое взрослых детей. Я уже не раз бабушка. Новость о беременности была шоком. Возраст, ну и стыдно перед родней, знакомыми. Хотя на душе до сих пор кошки скребут.
С., 32 года:
- Мы многодетная малообеспеченная семья, куда еще одного. Этих бы поднять.
М., 29 лет:
- У меня есть дочка. Когда узнала о второй беременности, хотела рожать. Но одновременно с этим муж сказал о своем уходе. Я сирота, помогать мне некому. Поэтому решилась на такой шаг. Жалею, но уже ничего не исправишь.
И истории со счастливым концом
Д., 16 лет:
- Забеременела случайно. Хотела сделать аборт, я же учусь в школе еще. Боялась сказать родителям. Врач отговорила, она побеседовала с моими родителями, парнем. В итоге – родители и парень поддержали, я вышла замуж, у нас родился сынок. В будущем планирую закончить учебу и стать хорошей мамой.
Г., 31 год:
- Шла на аборт осознанно. Врачи запрещали рожать – проблемы со здоровьем и три кесарева. Но в Сибае мне попалась замечательная гинеколог. Она дала рекомендации, я ходила на занятия с психологом, в общем, передумала. Рожать, конечно, страшновато, но нахожусь под наблюдением, да и врач подбадривает.
К., 40 лет:
- Когда увидела две полоски – расстроилась. У меня уже есть дети, они скоро закончат школу. Я довольно-таки успешно занимаюсь своим делом. Некогда заниматься пеленками, да и возраст не тот. После сдачи анализов была беседа с врачом, психологом. Но я оставалась при своем мнении. За неделю до назначенной операции у меня умер отец. Эта трагедия заставила меня поменять решение. Сейчас моему младшему 3 месяца. Не могу нарадоваться – оказывается, позднее материнство - это прекрасно. Малыш спокойный, успеваю и бизнес развивать, и «учиться» со старшими. Они у меня такие няньки, перестали ссориться, почувствовали себя взрослыми. Мы с мужем как будто помолодели оба – надо же соответствовать званию «молодой родитель».
А как вы относитесь к абортам? Считаете ли вы, что запрет на прерывание беременности поможет поднять демографию страны или это утопия? Свои размышления и истории на данную тему можно присылать на нашу электронную почту [email protected] или в группу «Сибайский рабочий» ВКонтакте.
От редакции: все имена изменены.
Алена ТАРАСОВА. На фото: Памятник маме и ее нерожденной дочке в Словакии
Читайте нас: