Детский сад «Теремок» - один старейших в нашем городе, он пользуется большой любовью ребятишек и заслуженным уважением родителей, бабушек и дедушек. Трудится здесь дружный, сплоченный коллектив под руководством заведующей Гульфии Фаритовны Магасумовой.
А еще детский сад славится тем, что здесь работает самая большая команда специалистов коррекционной службы: в детском саду функционируют три логогруппы, один логопункт, две группы для детей с задержкой психического развития и группа для детей с нарушением зрения.
Познакомим вас с логопедами Рашидой Миннибаевной АБДРАХМАНОВОЙ и Галией Зуфаровной УТЯМИШЕВОЙ. Обе признаются, что желание стать педагогом появилось у них еще в детстве.
И если у маленькой Рашиды всегда перед глазами был пример мамы - учителя русского языка и литературы с тридцатилетним стажем, то Галия «репетировала» образ строгой учительницы в играх с дворовой ребятней, которых учила писать и считать.
Путь к осуществлению мечты был небыстрым: Галия окончила сначала Сибайское педагогическое училище, в котором, по ее признанию, получила основной багаж профессиональных знаний и умений, затем Магнитогорский пединститут по специальности «психолог», а позже в этом же вузе прошла обучение по направлению «учитель-логопед».
Так же и Рашида сначала получила высшее образование в Сибайском филиале БГПИ, поработала воспитателем, а затем решила освоить еще одну профессию - учителя-логопеда.
- На что должны обратить внимание родители, чтобы вовремя распознать у ребенка нарушения речи?
Рашида Миннибаевна: «Если в 2-3 месяца малыш все еще не реагирует на звук, в 7-8 месяцев не откликается на свое имя, в год не произносит 8-10 слов, например: «кис-кис», «ням», «ко-ко», в 2 года не только не разговаривает, но и не понимает обращенную к нему речь, это должно обеспокоить родителей. Если в возрасте 4-5 лет речь ребенка остается нечеткой, смазанной, с нарушением произношения многих звуков, а в шесть лет он не может ответить на вопрос или отвечает всегда односложно, с трудом учит стихотворения или вообще их не воспроизводит, то эти факторы тоже должны насторожить. Следует помнить: чем раньше начата коррекция, тем успешнее можно преодолеть имеющиеся нарушения».
- Как можно попасть в логопедическую группу? Как построена там работа с детьми?
Галия Зуфаровна: «В каждом образовательном учреждении работает психолого-медико-педагогический консилиум. Специалисты - логопеды, дефектологи, психолог, медсестра - по запросу родителей проводят комплексное обследование воспитанников, выносят предварительное заключение, на основании которого ребенка направляют в Сибайскую ЗПМПК, расположенную по улице Кирова, 34. И только по их заключению малыша можно оформить в логопедическую или другую специализированную группу.
С каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше. Например, в этом году я работаю в группе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Они нуждаются не только в коррекции звукопроизношения, но и в развитии связной речи, лексико-грамматических категорий, закреплении графомоторных умений и навыков, обучении элементам грамоты.
Тесная взаимосвязь логопедов с воспитателями и родителями позволяет быстрее добиться результата».
- Чем еще занимается логопед в детском саду?
Галия Зуфаровна: «Мы ведем просветительскую работу среди коллег-педагогов, обмениваемся опытом, проводим групповое и индивидуальное консультирование родителей, участвуем в городских, республиканских и всероссийских конкурсах, конференциях, привлекаем воспитанников к участию в детских конкурсах».
Рашида Миннибаевна: «Без логопедов не обходится ни один утренник. Мы не только разучиваем с воспитанниками стихи и песни, но и играем различные роли.
Хорошей традицией в нашем детском саду стала ежегодная акция - Неделя логопедии. Мероприятия проводим как для детей, так и для педагогов и родителей. На каждый день у нас запланировано что-то интересное, познавательное».
- Какой багаж знаний должен быть у ребенка к моменту поступления в школу?
- Современные образовательные стандарты постоянно меняются, и это отражается на требованиях к детям, поступающим в 1 класс. Сегодня будущий первоклассник должен уметь читать односложные, двусложные слова, простые предложения из 2-3 слов, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Полезно читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он мог с легкостью отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы «Почему ты так думаешь?» и т. д.
- Что пожелаете своим коллегам?
- Хочется поздравить всех логопедов, дефектологов и психологов города с наступающими профессиональными праздниками.
Желаем мира в душе, эмоциональной стабильности, психологического равновесия. Пусть радости жизни постоянно поддерживают вас в сложные моменты, а работа приносит удовольствие.
Зифа НИГМАТУЛЛИНА.