Чаще всего здесь бывают юные добровольцы из отряда «Dobro_House» («Дом Добра»), тут они планируют акции, различные мероприятия, общаются, чаевничают и даже танцуют под музыкальный диско-шар, полученный за участие в городском конкурсе «Лига добрых дел».
Вот уже 10 лет Альмира Ибрагимовна, помимо своей основной деятельности, курирует в школе волонтерское движение, которое раньше носило название «НаркоСтоп».
- С прошлого года в ряды добровольцев влились ученики шестого класса, - говорит педагог. - Я им предлагаю направления деятельности, они разрабатывают сценарии и проводят мероприятия. К примеру, детям начальных классов волонтеры в увлекательной форме рассказали о правилах поведения учащихся, об этикете, вежливости и бережном отношении к школьному имуществу.
Проводим экологические акции, собирая крышечки от пластиковых бутылок для дальнейшей переработки. Объявляем сбор книг, игрушек и дарим желающим. Основное же направление отряда «Dobro_House» - пропаганда ЗОЖ: беседы о вредных и полезных привычках, организация «веселых стартов». Все свои мероприятия дети записывают на видео, монтируют, а я выкладываю в группу в соцсети ВКонтакте.
По долгу службы Альмира Ибрагимовна присутствует во всех социальных сетях, заполняя контент школьной страницы и общаясь с учениками еще и в виртуальном пространстве, хотя живой контакт с глазу на глаз заменить невозможно, убеждена педагог.
По первому образованию она учитель немецкого языка, именно по этой профессии и устроилась в 1999 году в школу №6 и сразу же поступила на заочное отделение Магнитогорского университета на факультет социальной педагогики. Вторая специальность с 2002 года стала делом ее жизни. Объем работы большой, многие задачи нужно решать оперативно. Львиную долю времени занимают бумажные отчеты.
- Я курирую социальные вопросы в масштабах школы, - объясняет Альмира Бикбердина. - В моем поле зрения дети с инвалидностью, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные, малообеспеченные, неблагополучные семьи.
В мои обязанности входит организация бесплатного питания, обеспечение школьной формой, новогодними подарками. Совместно с заместителем директора по воспитательной работе или с классными руководителями хожу по домам учащихся, знакомлюсь с условиями проживания. Взаимодействую со специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, ОДН, центра «Семья».
Если подросток совершил правонарушение, провожу с ним, с родителями воспитательную беседу, ставлю ребенка на внутришкольный учет, постоянно контролирую, пришел ли он утром в школу. Я на постоянной телефонной связи со своими подопечными и их родителями. Не дозвонилась - иду домой.
- «Трудных» детей стало больше?
- Нет, гораздо меньше, чем в начале 2000-х. Злостные нарушители в школе - редкое явление. Сейчас дети более ответственно относятся к своим поступкам, стали серьезнее.
Когда я только начинала работать, часто воевали с курящими подростками, каждый понедельник звонили в вытрезвитель, узнавая, нет ли там наших. У современных детей сфера интересов гораздо шире. И профилактические беседы постоянно проводим, разъясняя ответственность за те или иные правонарушения, когда, к примеру, из-за глупости, шалости можно испортить характеристику и перечеркнуть мечты о поступлении в желаемые вузы.
На данный момент на учете в комиссии по делам несовершеннолетних состоят 4 семьи и 1 ребенок из нашей школы. Если ситуация с поведением улучшается, с учета они снимаются. Основная причина, по которой семьи попадают в поле зрения правоохранительных органов, - пьющие родители, не уделяющие должного внимания детям.
Таких ребят, конечно, опекаем, стараемся задействовать в мероприятиях, конкурсах, подсказываем объединения по интересам.
- Как вы решаете конфликтные ситуации?
- Я - оптимист, стараюсь в любой ситуации найти положительные стороны. Даже если ученики что-то натворили - главное, живы и здоровы. Остальное можно исправить. Помогаю словом, делом.
- С чего начинается ваш рабочий день?
- Утром встречаю учеников, беседую с опоздавшими, узнаю у классных руководителей, все ли пришли на учебу, если нет, то по какой причине. Эти данные направляю в управление образования. В малокомплектной школе все дети на виду. На сегодняшний день у нас обучаются 562 ребенка.
- Чем заняты дети после основных уроков?
- Есть дополнительные занятия: физкультура, шахматы, танцы. Приходят в школу специалисты с ДЭБЦ, ЦДТ. Многие наши ученики посещают Детскую школу искусств, ДЮСШ. С удовольствием вспоминаем времена, когда у нас проводил занятия педагог художественной школы. Вообще, у детей интересы разносторонние.
- А у вас в детстве какие интересы были?
- Меня дома называли «профессором», так как я не вылезала из библиотек, и читала книги с упоением. Обошла всевозможные кружки: ходила на танцы, плавание, пела в хоре.
- Какие интересы у ваших детей?
- Дочь Айназа такая же активная, как и я. Одновременно посещала несколько кружков: рукоделие, фигурное катание, плавание, танцы. В этом году оканчивает 11 класс, поэтому время есть только на учебу, на подготовку к ЕГЭ, олимпиады. Планирует поступать в медицинский университет. Сыну Ильгаму 15 лет, он со второго класса занимается каратэ у Руслана Рафисовича Сафиуллина. Тренер для него - авторитетный взрослый, который учит прилагать усилия, упорно трудиться, проявлять характер и волю. В их коллективе сплоченная, дружеская атмосфера. Ильгам в прошлом году сдал экзамен и получил зеленый пояс с коричневой полоской - 3 кю.
Муж Ильфат Агзамович - горный мастер. 20 лет отработал в СФ УГОК, сейчас трудится в Томинском ГОКе. Когда есть возможность, он возит меня по семьям подучетных детей, живущим в поселках, поддерживает во всем и с пониманием относится к моей беспокойной работе.
Все мы любим природу и при первой возможности отправляемся путешествовать.