- В детстве после школы я бегала к ней на работу, где из-за дверей одного из кабинетов слышала, как дети забавно повторяют разные скороговорки, - вспоминает Олеся Николаевна. - В то время тут была открыта первая в городе логопедическая группа, где с воспитанниками занималась логопед Татьяна Николаевна Комарова.
- А кем трудился ваш отец?
- Папа Николай Александрович Шипилин был строителем. Он, словно фундамент, был крепким и основательным, к великому сожалению, его уже нет с нами. Родители воспитывали нас с сестренкой в любви, строгости и справедливости.
- Какое образование вы получили?
- В только что открывшемся Сибайском институте было всего 2 факультета: дошкольного и начального образования. Чтобы поступить, все экзамены нужно было сдать на «5».
Окончив дошкольное отделение, я вышла замуж и устроилась работать в детский сад воспитателем. Позже получила еще два высших образования: в Магнитогорском педагогическом институте, где и приобрела желаемую профессию учителя-логопеда, и в Уфимском институте развития образования, где я стала олигофренопедагогом. Все три диплома у меня, кстати, красные. Учиться мне всегда нравилось!
- Что больше всего радует в профессии логопеда?
- Как только начала работать логопедом, поняла: «Я на своем месте!». Мне доставляет невероятное удовольствие даже самый маленький успех ребенка. Каждый поставленный звук, новое слово, грамматическая конструкция, правильно построенная фраза - это результат огромной и тяжелой работы, свидетелями которой являются только логопед и ребенок!
- С какими речевыми трудностями чаще всего сталкиваются дети?
- Выросло не только количество речевых нарушений, но и степень их тяжести. В начале моего профессионального пути детей с тяжелыми нарушениями речи было значительно меньше. Сейчас же мы наблюдаем плачевную картину: в обычной группе детского сада всего несколько малышей имеют речевое развитие в соответствии с возрастом, а около 70% нуждаются в коррекции речи в той или иной степени.
- Как быстро вы видите эффект от своих занятий?
- Результат невозможно предугадать. Кажется, что этому ребенку звуки быстро можно поставить, так как артикуляционный уклад у него уже готов, а у другого - такая короткая уздечка и нарушена иннервация, что восстанавливать очень-очень долго.
На деле же происходит наоборот, потому что у первого ребенка мама отстранилась от процесса и все пустила на самотек, а у второго - серьезно отнеслась к проблеме и взялась за дело со всей отдачей.
Очень многое зависит от родителей, от их заинтересованности, ответственного подхода к выполнению всех заданий и рекомендаций. Когда этот тандем состоится, тогда и результат не заставит себя ждать.
- Если ребенку два года, а он еще не разговаривает, нужно ли родителям беспокоиться?
- К году ребенок должен говорить 8-10 простых коротких слов, таких как «мама», «папа», «баба», «дай», «на». После полутора лет обычно начинается интенсивное развитие речи. А к 2 годам у ребенка в запасе уже больше 200 слов и простая фразовая речь. При этом, некоторые звуки он может еще пока произносить нечетко.
К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1500 слов. Такое развитие считается нормой. Но происходит это лишь в том случае, если ребенок слышит образец речи: когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют песенки.
К сожалению, сегодня живую речь все чаще заменяют гаджеты. Из-за этого многие дети, изначально рожденные здоровыми, с точки зрения неврологии, имеют задержку речевого развития, то есть не начинают вовремя говорить.
Чтобы ребенок научился правильно говорить, требуется время. Речь развивается постепенно. Малыш не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией. На это уходит не один год.
Поэтому если в 5 лет ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь.
Важно заниматься развитием речи с самого раннего возраста. Если вы заметили отставание в речи ребенка, то не медлите с консультацией специалистов. Часто так бывает, что «само не выравнивается».
- Какие сложности встречаются в вашей профессии?
- Одним из самых сложных в работе логопеда является низкая мотивация родителей. Львиная доля времени у логопеда уходит на подготовку к занятиям и ведение документации. Для занятий постоянно требуется что-то новенькое, современное, интересное, иначе детям становится неинтересен рутинный процесс коррекции речи, поэтому нахожусь в постоянном поиске, бесконечно учусь новым приемам, методикам.
Но при всех минусах это невероятно интересная работа. Ничто так не радует, как успехи детей!
- Расскажите о своей семье.
- Мой надежный тыл, поддержка и опора - муж Максим, он работает механиком. У нас двое замечательных детей.
Сын Виталий окончил МГТУ и третий год трудится инженером в Сургутнефтегазе. Его карьерный рост происходит благодаря его внутреннему стержню, упертости и, конечно же, огромной работоспособности.
Дочка Маша учится в Президентской Академии в Екатеринбурге. У нее активная жизненная позиция, успевает все: отлично учится, участвует в общественной деятельности, она - творческая личность.
отзывы родителей
Олеся ДВОРЯНЧИКОВА: «Наш сын Артемий - выпускник детского сада «Айгуль», учится в 1 классе гимназии. У него хорошая и правильная речь, за что мы благодарны логопеду детского сада Олесе Николаевне Вандиной, человеку с добрым сердцем, готовой помочь всем и каждому, профессионалу своего дела.
Проблемы в речи ребенка очень волнуют любых родителей, и мы также переживали за сына, так как не все звуки он произносил правильно. Артемий с большим удовольствием ходил на занятия к Олесе Николаевне, дополнительно посещал ее кружок «АБВГДейка». Дома с восторгом рассказывал, над каким звуком работали, какую гимнастику для язычка делали, что нового узнали. На каждый звук у учителя подобраны интересные стихи, которые с легкостью запоминаются.
Дети очень любят Олесю Николаевну, и это взаимно. Она доброжелательна к ним, всегда встречает их с улыбкой, вкладывает свою душу в каждого ребенка, переживает за каждого как за своего».
Ирина МИШИНА: «Мои Максим и Милена с удовольствием посещали занятия Олеси Николаевны и выполняли все задания. Спасибо ей за поставленные звуки в произношении».
Анна КУЗИБАЕВА: «Так уж получилось, что у двоих моих детей, Ролана и Миши, были серьезные проблемы с речью, из-за которых я сильно переживала. И мне очень повезло, что они попали в руки к Олесе Николаевне. Она замечательный педагог и профессионал своего дела! Внимательная, доброжелательная и нацеленная на результат. Обладает достаточной строгостью, чтобы справиться с ленью ребенка, умеет замотивировать и заинтересовать. Мы старались выполнять все ее рекомендации, закрепляли полученные результаты дома. К школе у моих детей не осталось никаких проблем с произношением, и они были хорошо подготовлены к первому классу: умели читать и писать печатными буквами, расширился их словарный запас».
Светлана НИГМАТУЛЛИНА: «Хочется сказать спасибо нашему замечательному логопеду Олесе Николаевне за внимательное отношение и умение найти подход к нашему сыну Руслану, она смогла справиться с его взрывным характером; за терпение, которого порой не достает нам, мамам, на пути обучения ребенка. С помощью игр и историй Олеся Николаевна помогла нашему ребенку, испытывающему трудности с правильным произношением слов и прочими проблемами, научили правильно говорить и выражать свои мысли».
Мария ХАЙБУЛЛИНА: «Олеся Николаевна - красивая, внимательная, добрая и в то же время строгая и требовательная. Дочь Ясмина учится в 4 классе и до сих пор вспоминает ее с восхищением. Мы благодарны ей за нелегкий труд».
Фото Лены Леонтьевой
Полный текст статьи читайте в газете за 5.01.22 г.