Все новости
Воспитание
28 Ноября 2020, 14:04

Читаем - речь развиваем

Год от года родители и педагоги все больше замечают, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада.Проблема развития речи является одной из актуальных. Бытует глубоко неправильное мнение, что речь ребенка развивается самостоятельно. Речь - это не только средство общения, но и мышления, воображения. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его людьми, т.е. на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Поэтому важно, чтобы родители внимательно и ответственно относились к общению со своим ребенком, чтобы он слышал правильную, отчетливую речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не «съедать» слоги и окончания слов. Особенно четко нужно произносить длинные, незнакомые и новые для ребенка слова.Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в речевом развитии, и с большим трудом преодолевается в последующие годы. Овладение речью - одно из главных условий полноценного развития ребенка. Именно в раннем возрасте особенно интенсивно формируются речевые зоны мозга, то есть те его отделы, которые отвечают за способность говорить и мыслить.В наше материальное время все реже встречаются семьи, где родители и дети собираются за одним столом, чтобы поделиться своими радостями и проблемами, в выходные идут в парк, катаются на коньках и лыжах, или читают сказки перед сном. Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, родителям проще включить телевизор, посадить ребенка с планшетом или с телефоном. При этом малыши редко слышат чтение рассказов и сказок из уст родителей. Конечно, в наше время нельзя обойтись без гаджетов, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими людьми.На снимке: Рустам Самигуллович Каримов с детьми Дамиром, Маргаритой и Софьей часто проводят совместные вечера за чтением и обсуждением книг.

Год от года родители и педагоги все больше замечают, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Бытует глубоко неправильное мнение, что речь ребенка развивается самостоятельно. Речь - это не только средство общения, но и мышления, воображения. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его людьми, т.е. на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.
Поэтому важно, чтобы родители внимательно и ответственно относились к общению со своим ребенком, чтобы он слышал правильную, отчетливую речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не «съедать» слоги и окончания слов. Особенно четко нужно произносить длинные, незнакомые и новые для ребенка слова.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в речевом развитии, и с большим трудом преодолевается в последующие годы. Овладение речью - одно из главных условий полноценного развития ребенка. Именно в раннем возрасте особенно интенсивно формируются речевые зоны мозга, то есть те его отделы, которые отвечают за способность говорить и мыслить.
В наше материальное время все реже встречаются семьи, где родители и дети собираются за одним столом, чтобы поделиться своими радостями и проблемами, в выходные идут в парк, катаются на коньках и лыжах, или читают сказки перед сном. Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, родителям проще включить телевизор, посадить ребенка с планшетом или с телефоном. При этом малыши редко слышат чтение рассказов и сказок из уст родителей. Конечно, в наше время нельзя обойтись без гаджетов, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими людьми.
Большую роль в обогащении духовного мира и пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература, которая является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств.
Читать следует малышу, начиная с раннего возраста. При этом следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. Необходимо также активно использовать поговорки, пословицы, скороговорки, загадки, которые обогащают словарь, формируют способность к анализу и умение делать выводы.
Взрослые, подбирая книги для ребенка, должны учитывать возрастные особенности, интересы современных детей, следить за новинками литературы, знакомить с журналами, постоянно пополнять библиотеку.
Не нужно покупать ребенку сразу много книг. Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Стихи, загадки, пословицы помогите ребенку выучить наизусть.
Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков. Картинки должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник - зайца, мышонка или котенка.
Совместное чтение художественной литературы играет большую роль в создании благоприятной психологической обстановки в семье, способствует общению между взрослым и ребенком.
Правильная и красивая речь - это богатство, которое может подарить ребенку каждый родитель, и оно останется с ним на всю жизнь.
Советы для родителей
Использовать каждую свободную минуту для разговора с ребенком.
Помнить, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа, бабушка, дедушка.
Читать художественную литературу ежедневно.
Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи.
Приобретать тематические альбомы, книги с картинками, рассматривать их с детьми.
Предложить ребенку игру-соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ интереснее?», «Придумай другой конец сказки» с участием всех членов семьи.
Можно записать рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3 месяца прослушать вместе, проанализировать, записать новые.
Любить своего ребенка и уважать его старания.
Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.
Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.
Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу.
Венера КАРИМОВА,
учитель-логопед д/с «Айгуль».
На снимке: Рустам Самигуллович Каримов с детьми Дамиром, Маргаритой и Софьей часто проводят совместные вечера за чтением и обсуждением книг.