Заработав для свадьбы «длинные рубли», вернулся, чтобы жениться. Любимая девушка, обжигая меня своим тоскливым взором, заявила:
- Дорогой мой, я тебя так ждала - не было ни часа, ни минуты, чтобы не думала о тебе! Все мои подруги уже вышли замуж, осталась одна я.
Естественно, ее нежные слова, идущие от сердца, берущие за душу, затуманили мое сознание. Я в буквальном смысле слова растаял. Мои чувства полились через край, закипели, стали сильнее. Однако я сдержался, не расслабился, взял себя в руки. Пытался ее успокоить:
- Милая моя, ты много терпела, потерпи еще чуть-чуть. Ты ведь сама хотела, чтобы наше бракосочетание было лучшим, запомнилось на всю жизнь. Сначала я немного приведу в порядок хозяйство, да и свадебные расходы должен понести сам, ведь моя мама - женщина одинокая.
Покачиваясь в моих объятиях, она ответила:
- Такие мысли мне и в голову не приходили…
Моя невеста - умная и скромная: умеет высказываться взвешенно, говорит лишь то, что положено. А я не такой: для меня белое - значит белое, а черное - черное. Стою в обнимку со своей возлюбленной, по которой сильно соскучился, душу и тело охватывают покой и блаженство. В эти мгновения для меня ничего другого и не надо. Прошло всего несколько минут, когда моя кровь вдруг заиграла и я, словно обезумевший дервиш, воскликнул:
- Прямо завтра приду в ваш дом, сообщу твоим родителям, что мы любим друг друга, что через три месяца у нас с тобой будет никах, затем - свадьба, и я стану их зятем.
На волне только что возникших чувств моя страсть затмила мой разум. То, о чем говорил, осознал лишь потом. Впрочем, нам - едва дождавшимся встречи, в тот миг больше ничего и не нужно было.
В это время на своей машине подъехал мой сосед и друг, просигналив, остановился возле нас. Его внезапное появление спустило нас с небес на землю. Он поприветствовал нас:
- Голубки, пусть ваше воркование продолжится до конца жизни!
Мы в один голос ответили ему:
- Спасибо!
Сосед обратился ко мне:
- Я еду просить руки моей невесты, ищу дружка жениха, выручи, пожалуйста.
- Прости, у нас ведь такая же забота, для тебя нет ни одной минуты, - пытался я отказаться.
- Право соседа - право Аллаха, - настаивал мой друг.
Тут меня осенило:
- Постой, вы же давно вместе проживаете! Или же ты женишься во второй раз? - спросил я его.
- Да нет же, невеста моя та же, просто скоро у нас родится сын, поэтому ее родители торопят, говорят: «Не выставляйте нас в дурном свете перед внуком», - пояснил сосед.
Услышав эти слова, моя Гузель выразила свое мнение:
- Дорогой мой, один день ничего не решит, помоги соседу обрести счастье.
Ее совет утихомирил мою необузданную страсть. Слова Гузель, сказанные с любовью, успокоили душу. Она же надоумила меня о необходимости подчеркнуть искренность и достоинства моего соседа перед его будущими тестем и тещей.
Я согласился выступить дружком жениха и старательно начал готовиться к предстоящему событию. Памятуя, что человека красит одежда, надел все то, что приготовил для собственной свадьбы. Встал перед зеркалом и увидел, что выгляжу как настоящий друг жениха. Настроение мое поднялось. Разве грех кого-то сделать счастливым? Решив, что дело вовсе не в названии начатого дела, а в его сути, тронулся в путь.
Признаюсь: проезжал через деревни, житие-бытие которых мне было совершенно неведомо. Я впервые в жизни ехал в определенную деревню с конкретной целью.
…Несказанно красивая пора природы: ветер расчесывает листья прекрасных белоствольных берез, покрытых зеленой шалью, а я любуюсь небесными просторами. Волнуюсь и куда-то стремлюсь. Инстинкт это или что-то другое - всей душой и всем телом чувствую, что впереди меня ожидает какое-то волшебство. Про себя рассуждаю: иногда ведь душа не зря надеется на что-то. Почему-то я заранее согласен на все. Вот и добрались до нужной деревни. Она чудесная, расположена среди двух красивых гор. Увидел величественный дом, напоминающий ханский дворец, сад, где что только не растет, слева от двора друг за другом находятся сараи для скотины, в глубине - птичники. Все это показывает, что будущая сноха - из состоятельной семьи. Хозяева встретили нас без всякой суеты, словно их характеры и привычки были сотканы самой здешней природой. Мы с другом - самые дорогие люди. Нас не сажают на место, пока не подуют на него, не знают, что нам предложить и чем нас потчевать.
Отец - главный сват, светлолицый с лучистыми глазами, но малословный и замкнутый. А мать словно настоящая «барабанщица». Проходя мимо, каждый раз смотрит на меня, выражая своим взглядом какое-то особо теплое отношение ко мне. Она говорит:
- Я видела сон, телосложение такое же. Как же я могу не согласиться? Согласна, конечно. Вновь смотрит на меня и тараторит, тараторит что-то.
Мы ждем муллу. А я весь в своих мыслях. Мне с самого раннего утра надо быть дома. Наконец, пришел долгожданный мулла и ситуацию повернул в сторону выполнения основной задачи. А я мысленно представляю свой никах, который состоится уже совсем скоро. Вспоминаю различные события, которые мы пережили вместе с моей будущей невестой, и наслаждаюсь собственными мыслями.
Она - медсестра. Когда я задерживался на работе и мы не имели возможности встретиться, она, хотя сама и не пьет, брала спирт и прибегала ко мне. Я осознавал, что это никуда не годится, но, думал, изредка можно, ведь пока я не собираюсь на ней жениться. Моя Гузель любит ходить по ресторанам и кафе. Иногда даже курит. Однако она отнюдь не легкомысленная девица - умеет вести себя весьма достойно. И это хорошо.
Когда очнулся от своих грез, меня окончательно привели в себя вопросы муллы, заданные отцу и жениху, затем их ответы ему: «Отдал?» - «Отдал!», «Взял?» - «Взял!» То ли запутавшись, то ли позабыв, дедушка мулла, глядя на меня, начал обращаться ко мне: «зять». Это повторилось несколько раз. Сам от себя того не ожидая, я воскликнул:
- Ваш зять сидит справа от вас, я пока еще не женат!
- Если ты пока не зять, то станешь им, - ответил мулла.
К нему тотчас присоединилась «теща-барабанщица»:
- Человека ведет пища, пусть слова муллы совпадут с мгновением, когда Аллах и ангелы произносят: «Аминь!»
Все представители прекрасного пола, присутствующие на торжестве по случаю никаха, повернулись в мою сторону. По мне, так они все одинаковые. Я ни одной из них не интересуюсь, ни на кого из них не обращаю внимания.
Наконец, были произнесены слова: «Согласен» и «Согласна», которых я ждал с нетерпением. Погрузившись в свои мысли, вышел к своему железному коню. Стал осматривать и проверять его. Готовлюсь в путь. Возвращаюсь.
Тут меня окружили сношеньки, под ногами которых словно горела земля. Самая старшая из них заявила:
- Надо еще закрепить благословение муллы, не уезжай - не бери грех на душу!
- Не разбивай вдребезги самые счастливые моменты своего друга! - подхватила ее слова еще какая-то девушка из толпы.
Они, перебивая друг друга, заговорили:
- Ляжем перед твоей машиной, как бревна, перекроем дорогу! Что будет делать жених без свидетеля?
Старшая сноха продолжила:
- Надо еще спрятать девушку, искать и найти, затем продать ее жениху, закрыть их вместе и положить ключи от дома в карман!
От всех этих речей кровь моя разыгралась и ударила в голову. И без того горячий человек, я, забыв себя, закричал:
- Они ведь уже два года живут вместе, о каких прятках может идти речь?
Цирк и только! Я громко посигналил. Не обращая на это никакого внимания, девушки поют, пляшут, кто-то играет на гармошке. Мое терпение иссякает, я вот-вот надавлю на газ и помчусь вперед. Но никто не собирается дать дорогу моей машине.
Прошли минута, другая. Передо мною появилась мама невесты и запричитала:
- Пожалуйста, не будь, как в пословице: «Луна увидела, солнце забрало»! Как же так - появился и исчез. Хоть мы и проживаем в отдаленной деревне, позора же не оберемся!
Тут появился отец девушки и произнес:
- Огромное спасибо, что, почитая нас, приехал издалека. Половина обряда бракосочетания уже прошла, осталось совсем немного, к утру будешь в своем городе.
Похоже, уравновешенность и спокойствие мудрого человека перешли ко мне. Я вышел из машины, как будто ничего и не случилось. Тотчас девушки с обеих сторон взяли меня под руки, и мы пошли по улице. Женщины галдят:
- Ищем то, чего нет…
А моя душа к ним все равно не лежит. Наблюдаю за высокими, великолепными домами. Многие из них пустуют, их хозяева где-то далеко зарабатывают деньги. Некоторые дома выставлены на продажу. Перед нами идет девушка, играя на гармошке, поет частушки и приплясывает. Снохи предполагают:
- Наверное, она в этом доме… Старшая поясняет:
- Нет, здесь живет одинокая старушка, которой уже перевалило за девяносто лет. Не станем тревожить ее, пойдем дальше.
Дошли до двухэтажной школы. Когда-то здесь учились деревенские детишки. Сейчас ее окна грустные, она - заброшенная, пустует. Повернули на другую улицу. Из своего дома к нам навстречу вышла одна тетенька. Стараясь угодить окружавшим меня женщинам, я интересуюсь у нее:
- Никак не можем найти невесту, может быть, ее спрятали у вас?
Снохи и девушки не стали скрывать своей радости, начали подшучивать: - Обуздали жениха! Сделали его своим! Скоро он будет нашим зятем!
И я не отстаю от них. Разумеется, шутка шутке рознь - стараюсь соблюдать меру. Однако по-дружески обнимаю тех, кто меня толкает, а тех, кто моложе, тихонечко, любя, похлопываю по спинам. Одним словом, я играю с ними, тем самым тороплю время. Догадавшись, что весь секрет помолвки заключался во мне, я присоединился к игре. После этого вся улица пришла в движение.
- Наверное, невеста там, где в прошлый раз прятали Бибинур! - предположила девушка с гармошкой.
Стремясь быстрее завершить начатое дело, я ускорил шаги. Иду впереди, прокладывая дорогу. Чем быстрее найдем девушку, тем быстрее уеду домой! Дошли до небольшого, черного-пречерного домика, который походил на заброшенный. Словно в нем может быть спрятана не девушка, а ведьма.
Началась торговля: снохи просят дать им денег по пять тысяч рублей, от меня девушки хотят получить дорогие подарки, кто-то требует шоколад или бутылку. Сосед-жених, до сих пор молчавший, «закипел», я же давно взорвался. Якобы, если мы заплатим им то, чего они просят, они выпустят невесту. Мол, та, которую мы ищем, будет ждать нас на улице. Пока мы раздавали деньги и подарки, из трубы, что на крыше дома, на меня вылилась вода. Оказывается, нас привели к деревенской черной бане. Одна из снох сделала вид, что удивилась:
- Что за ненормальный человек совершил невиданный доселе поступок?
Я ничего не слышу и не вижу. С головы до ног в черной саже! Абсолютно новые костюм, брюки, белоснежная рубашка… Они же ждали мою собственную свадьбу! Я взбесился, закричал, вернее - завыл, нарушив тишину ночи:
- Что за дикость такая!
Все замолчали. Я некрасиво, со злостью приказал:
- Вашу девушку ищите сами! Утром чтобы моя одежда была как с иголочки! А мне нужно тихое место, чистая постель с белой простыней и один стакан спиртного, чтобы я мог поспать спокойно!
Мой приказ, как полагается, выполняли бегом. А я, как обещал, разделся догола, одежду свою разбросал в разные стороны, на одном дыхании выпил до дна весь стакан того самого напитка, лег и заснул…
Полный текст рассказа Тансылу Гайнуллиной "Сватовство" опубликован в газете за 28 февраля 2024 года.