+1 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Старый альбом
11 Марта 2021, 08:48

Репрессированы, но не сломлены

Переезжая из Сибая в Уфу к дочерям, мой дядя, Манир Сафеевич Тагиров (почетный гражданин г. Сибая, бывший директор школы №6), оставил мне папку с документами, которые собирал не один год. Документы эти касались его родителей (моих деда и бабушки), которые в 1930 году решением «тройки» ОГПУ были репрессированы.На снимке: 1914 год. Мухаметвалий стоит с саблей, Мухаметсафа сидит рядом с казачьим офицером.

Спустя некоторое время я решил заняться поисками каких-либо фактов о деде. Почти год у меня ушел на переписку с архивами различных инстанций Уфы, Владимира, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Москвы.
И, наконец, из центрального архива ФСБ РФ мне прислали уголовное дело 1930 года по ст. 58 п. 10, 11 (контрреволюционная деятельность) на моего деда Муртазина Мухаметсафу Ахметшовича, как организатора антисоветской деятельности, и еще на пятерых односельчан. У него сразу все конфисковали, хотя у деда была большая семья: дети, пожилая мама...
Из обвинительного заключения Особого отдела ГПУ БАССР: «Объединив вокруг себя группу кулаков, вел антисоветскую агитацию. Обсуждал методы борьбы против колхозного строительства».
В протоколе допроса Мухаметсафа не признал обвинения в свой адрес: «Я не говорил таких слов, что скоро коммунистическая звезда потухнет, против советской власти не агитировал. Виновным себя ни в чем не признаю. Признаю себя активным, примерным крестьянином».
Последнюю справку мне прислали из информационного центра по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где написано, что Мухаметсафа отбывал наказание в местах лишения свободы в Карельской АССР, освобожден досрочно в 1933 году.
На самом деле он тогда совершил побег. Охрана лагеря не дала осуществиться отчаянному плану моего деда. Видимо, он хотел добраться до Средней Азии, к дочери, братишке Ахтяму. Его настигли и насмерть забили прикладами. Когда односельчанин моего деда, Андрей Иванович Воробьев, вернулся домой, разыскал мою бабушку и все ей рассказал. Привез с Беломорканала дедовскую безрукавку.
Я был в Темясово прошлым летом. Заходил в музей. Оставил там копию уголовного дела против контрреволюционеров по ст. 58, п. 10, 11. Дом моего деда прекрасно сохранился. Сейчас там хозяйственный магазин. Дому 100 лет. Осталось мне одно дело сделать - повесить на дом памятную доску, чтобы знали люди, кто здесь раньше жил и через какие испытания довелось пройти моим предкам.
Роберт ТАГИРОВ.
На снимке: 1914 год. Мухаметвалий стоит с саблей, Мухаметсафа сидит рядом с казачьим офицером.
Полный текст читайте в газете «СР» №23 от 4.03.21 г.
Читайте нас: