+13 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Рабочие профессии
10 Августа 2021, 08:46

Цех, нужный как воздух

Кислородный цех ООО «РМЗ» существует более 60 лет. До прошлого года, а точнее до ситуации с коронавирусной инфекцией, там производили кислород для технических нужд, также его поставляли и в медучреждения, но в малых количествах. Пандемия внесла серьезные коррективы в работу цеха. Чтобы узнать о том, кто и как в Сибае производит самый нужный сейчас медицинский продукт, мы встретились с начальником участка по производству кислорода Римом Галимьяновичем Саиткуловым. ПОДРОБНЕЕ читайте в нашей газете №92 от 10 августа и на сайте  #профессионалы, #рабочиепрофессии, #производство

Цех, нужный как воздух
Цех, нужный как воздух

Кислородный цех ООО «РМЗ» существует более 60 лет. До прошлого года, а точнее до ситуации с коронавирусной инфекцией, там производили кислород для технических нужд, также его поставляли и в медучреждения, но в малых количествах. Пандемия внесла серьезные коррективы в работу цеха. Чтобы узнать о том, кто и как в Сибае производит самый нужный сейчас медицинский продукт, мы встретились с начальником участка по производству кислорода Римом Галимьяновичем Саиткуловым.

Раньше в Сибае кислород шел в основном для нужд промышленных, строительных предприятий. Когда технологии начали меняться, а производство в городе потихоньку сворачивалось, объемы реализации у кислородного цеха стали падать, тогда в основном они обслуживали свой родной завод. Чтобы не простаивать и не оставлять специалистов без зарплат, а то и без работы, в 2016 г. Ремонтно-механический завод получил лицензию на производство медицинского кислорода. С того времени начались его поставки в нашу горбольницу. А с конца 2019 г. в ковид-госпитали республики - Сибай, Баймак, Учалы, Акьяр, Зилаир, Исянгулово, кроме того, берут частники. Отметим, в Башкортостане на данный момент всего два производителя медицинского кислорода – ООО «РМЗ» и ООО «Гамма» (г. Стерлитамак).

- В прошлом году было очень тяжело. Представьте, в Сибайскую больницу в сутки в среднем мы отдавали по 100 баллонов, в Учалы - 50, Баймак – 15, в районы – по 20 баллонов через день-два. Люди не спали толком, если кто на больничном, другой тут же вставал за него. Пациентам на ИВЛ же не скажешь: «Извините, у нас выходной». При сменном графике (день, ночь, отсыпной, выходной) наш маленький коллектив – по 4 аппаратчика и наполнителя, они на сменном графике, приемщик баллонов и транспортировщик работают на пятидневке - не роптал, все остались на своих местах, научились работать в авральном режиме, - рассказывает Рим Галимьянович.

Все эти годы цех работает без остановки. Все начинается с компрессора, который останавливается лишь на плановые ремонты. Он качает воздух буквально из синего неба. Попадая в компрессор, воздух сжимается до 120 атмосфер. С помощью теплообменников у сжатого воздуха забирают тепловую энергию – охлаждают его. Затем он поступает в адсорбер, в котором происходит очистка от примесей. Затем воздух поступает в воздухоразделительную колонну, где происходит его дросселирование, здесь температура начинает падать до отметки -183 градусов. Процесс достижения нужной температуры после запуска занимает 6-7 часов. При достижении данной температуры кислород становится жидким, а азот, который превращается в жидкость при температуре ниже 196 градусов, как ненужный, в газообразном виде выбрасывается в атмосферу. Жидкий кислород затем раскачивают насосом, чтобы превратить его в газообразное состояние. С колонны кислород идет в цех наполнения, где по газоводам подается на рампу, в которой 10 баллонов, по пять с двух сторон. Здесь баллоны заполняются кислородом до нужного давления и поставляются транспортировщиком к потребителю согласно поданным заявкам.

В сутки в цехе производят 500-600 кубометров кислорода. В один баллон входит порядка 6 с небольшим кубометров кислорода – масса сжатого до 150 атмосфер кислорода составляет 8 килограмм, а сам пустой баллон весит 70 кг. Только представьте, как ежедневно приемщик и транспортировщик баллонов выгружают и загружают эти тяжести! А ведь работают там в основном женщины. Мало того, что тяжело, еще и очень ответственно. Ведь за каждым баллоном надо следить постоянно. Если он не выдержит давление в 150 атмосфер, то превратится в сработавшую бомбу.

Вот поэтому приемщик, транспортировщик и наполнители следят за состоянием всех баллонов. Срок эксплуатации у них 40 лет, но в течение этого времени они должны каждые 5 лет проходить аттестацию. У каждого свой срок поверки. Если подошла дата осмотра, то баллон везут на участок технического освидетельствования. Сначала его осматривают снаружи – нет ли вмятин, трещин, надпилов, в порядке ли вентиль. Затем баллон промывают и высушивают, взвешивают. Потеря веса говорит о том, что истончаются стенки, идет коррозия. Позже его заполняют водой, смотрят, сколько литров вошло, опять-таки определяя процент износа. Далее проводят гидроиспытание нагружая его давлением, в полтора раза превышающее рабочее, то есть 225 атмосфер. Почему вода?

- Если разрушится баллон с водой, то он не разлетится, вода-то не сжимаемая, а вот если газом накачать – то при разрушении баллона его осколки разлетятся в разные стороны с большой скоростью, - объясняет Рим Галимьянович.

По окончании техосвидетельствования слесари ремонтируют вентиль и ударным клеймом на баллон ставят следующую дату поверки.

- Состояние тары – это вообще очень серьезно. Не доглядишь, и может случиться трагедия. Поэтому мы все постоянно проходим обучение, сдаем раз в полгода экзамены, повышаем свою квалификацию, - говорит Светлана Николаевна Вязовцева.

Она пришла в «кислородку» 11 лет назад приемщиком-выбраковщиком баллонов, со временем отучилась еще на наполнителя и аппаратчика. Женщина смеется, мол, обладаю всеми профессиями, кроме слесаря. Она всегда на подхвате – шустро переходит от компрессорной, где проверяет состояние автоматики, до наполнительной, от наполнительной до пришедших за баллонами с кислородом машин. Раньше она трудилась в медицине, затем 5 лет водителем в такси, с 2010 года в РМЗ. Не жалеет, что выбрала стезю рабочего, да и муж, сварщик, поддерживает, зная не понаслышке, что такое вес баллонов, с которыми, кстати, Светлана Николаевна обращается легко и в то же время бережно. Она, по словам начальника кислородного цеха Рима Саиткулова, очень классный специалист, все знает, трудится на совесть. «И не только она, а абсолютно все мои коллеги. Мне повезло, что я работаю с ответственными людьми, настоящими мастерами своего дела, - оптимистично говорит он на прощание, - И еще радует, что руководство нашего предприятия всегда поддерживает нас, идет навстречу, думает о рабочих. Надеемся, что дальше будет только лучше».

До того, как я побывала на экскурсии в кислородном цехе ООО «РМЗ» и увидела, что представляет из себя процесс производства, думала: вот ведь как просто – делать деньги из воздуха. Так и хотела озаглавить свою статью. Но, как оказалось, это не так. Сырье для кислорода, конечно, бесплатное, а вот электроэнергии при его непрерывном производстве расходуется очень и очень много. Так что дело это довольно затратное и энергоемкое. Однако жизненно необходимо. Тем более, в наших сегодняшних реалиях.

Людмила ИЛЬЯЗОВА. Фото автора.

 

Автор:Людмила Ильязова
Читайте нас: