- Логопедию я люблю, могу говорить о ней много. Суть моей профессии - помогать детям с нарушениями речи и связанными с ними психическими и физическими проблемами. В основном я работаю с дошкольниками, учимся с ними правильному произношению звуков, - говорит Альфия Абзаловна. - Нередко обращаются дети младших классов с нарушениями не только произношения, но и чтения, письма.
- Много ли детей с речевыми нарушениями?
- К сожалению, их количество из года в год увеличивается. Судите сами, если раньше один логопед в дошкольном учреждении с трудом набирал для занятий одну группу, то сейчас в нашем детском саду «Сказка» работают 5 логопедов, и каждый загружен! Появились и новые проблемы: многие малыши отстают в речевом развитии, к трем годам у них отсутствует фразовая речь.
- На что родители должны обращать внимание, чтобы не упустить проблему?
- Основания для беспокойства у родителей могут появиться уже с рождения ребенка, если он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, однообразно гулит, не смеется.
После года развитие речи идет стремительно. Возрастает потребность ребенка в речевом общении. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается потребность в общении, задерживается развитие активной речи.
- Что в профессии логопеда вас привлекает?
- Важно, что результат работы виден практически сразу. Нравится общаться с детьми, они все разные и очень непредсказуемые. За время занятий мы часто становимся друзьями, с которыми потом даже трудно бывает расставаться.
Сама постоянно развиваюсь, придумываю новые игры, пособия, чтобы было интересно не только ребенку, но и мне. Хожу по магазинам в поисках различных игрушек. Недавно, к примеру, мне приглянулись разноцветные мышки, пищалки, лесенки, шумелки - они словно созданы для логопедических занятий.
Творческая атмосфера детского сада «Сказка» тоже очень вдохновляет. Наш руководитель Наталья Алексеевна Фаттахова следит за новинками, интересуется современными технологиями и уверенно ведет нас за собой. Мы с коллегами с удовольствием используем в своей работе стабилотренажер, наушники Форбрейн, смарт-стол, интерактивное оборудование.
- Как заинтересовать ребенка занятиями, чтением?
- Наши занятия проходят в доброжелательной обстановке, в игровой форме. Детям нравится, когда речь сопровождается движением - поэтому постоянно внедряю квесты, «бродилки», «ходилки», использую ортоковрики, балансир…
Обучение чтению должно ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями. В этом нам помогают кубики Чаплыгина, всевозможные карточки, а самое главное - создание ситуации успеха!
Для успешного результата важно желание ребенка. Ведь сколько задач он выполняет, к примеру, во время постановки звука Р - правильно открыть рот, поднять язычок за верхние зубки, нужна правильная воздушная струя и так далее. Это большой труд. Поддержка родителей тоже необходима.
- С чего начинался ваш путь в профессию?
- Перед глазами всегда был пример мамы, Гульсары Мидатовны Гумеровой, она работала учителем начальных классов в школе №2. Большими знаниями обладал и папа, Абзал Нуриахметович, он - инженер-конструктор, трудился в БМСК.
Я окончила СИБГУ по специальности «Учитель начальных классов», затем получила второе высшее образование в БГПУ по коррекционной педагогике.
Подружиться с логопедической наукой мне помогла Хазира Зарифовна Байгубакова, многие годы возглавлявшая психолого-медико-педагогическую комиссию. Большую методическую помощь оказывала опытный логопед Нурия Фитратовна Ахметшина.
- Чем занимаются ваши родные, что, помимо работы, вам еще интересно?
- Супруг, Раис Сафиуллович, - начальник экономического отдела АТП. У нас двое детей. Дочь Айгуль окончила медуниверситет в Санкт-Петербурге, сейчас вместе с мужем живут и работают в Москве. Сын Наиль - студент 4 курса Магнитогорского университета.
Дети выросли, у нас появилось время для путешествий. Этим летом были в прекрасном Дагестане, где незабываемые горы, море, люди и песни. А месяц назад побывали в Грузии - очень красивая природа, изобилие исторических достопримечательностей и, конечно же, вкусная кухня.
С удовольствием занимаемся огородом, у нас во дворе красивые цветы, виноград, декоративные кустарники. В этом году приобрела сушилку - научилась делать вкусную и полезную пастилу, сухофрукты, которыми угощаю родных