+12 °С
Дождь
Антитеррор
Все новости
Профессионалы
7 Августа 2018, 14:04

В свой праздник желаем женам терпения

Людмила ИЛЬЯЗОВА. Фото автора. Признайтесь, когда вы слышите слово «железнодорожник», то вам сразу же представляются профессии машиниста поезда и проводницы. А ведь среди тех, кто связал свою жизнь с железной дорогой, есть масса других, «незаметных» для глаз простого обывателя, но очень важных работников.

Составители поездов Рустем Сараев и Сергей Пономарев.
 Составители поездов Рустем Сараев и Сергей Пономарев.
Лариса Портнова, начальник железнодорожной станции Сибай Орского центра организации работы железнодорожных станций Южно-Уральской дирекции управления движением, уже 29 лет на железной дороге и знает, как важна здесь профессия составителя поездов, которую часто считают второстепенной. Само сочетание слов «составитель поездов» говорит за себя. Он формирует и расформировывает поезда, различные составы, обеспечивает безопасность при производстве маневровой работы. «Эта очень тяжелая, сопряженная с риском работа, поэтому не преувеличу - здесь трудятся только настоящие мужчины. Составитель первым заметит препятствие на пути - лопнувший рельс, неисправность стрелочного перевода или автомобиль, пытающийся не вовремя проскочить через железнодорожный переезд, - и даст знак «остановка». Медлить нельзя -

потерянные секунды могут стоить человеческой жизни», - говорит Лариса Анатольевна.

В штате станции Сибай составителей поездов трое. И все они опытные, грамотные специалисты, асы, как называет их Л.А. Портнова. В тот день на смене были Сергей Пономарев и Рустем Сараев. А встречала меня Умка, белоснежная охранница поста в ночное время, когда составители, отработав свои 12 часов, уходят домой. А условия труда у них, скажем прямо, не сахар - вроде всегда на свежем воздухе, но и в палящий зной, и в проливные дожди, и в метель…

От них зависит вся работа станции. Вернее, от того, как быстро и слаженно они подберут вагоны по фронтам подачи на подъездные пути под погрузку-разгрузку, правильно дадут команды на движение маневровому локомотиву, соединят и разъединят тормозные рукава, переведут стрелки и многого другого. Нужно отметить, что без сигнала составителя поездов машинист не имеет права приводить локомотив в движение.

Эта серьезная профессия на железной дороге считается самой массовой, хотя и очень сложной, ведь дело приходится иметь с опасными грузами, негабаритными. Здесь должен работать абсолютно здоровый человек, обладающий вниманием, прекрасным слухом, зрением и памятью, отличающийся быстротой реакции. Кстати, ежегодно все железнодорожники проходят строгий медосмотр у всех узких специалистов в специализированной клинике в г. Магнитогорске.

И хотя график работы у составителей два на два, довольно часто их вызывают в любое время суток. «Несмотря на то, что наша профессия считается тяжелой, она мне нравится», - делится Сергей Иванович. Он пришел на станцию в 1994 г.

учеником, потом отучился по направлению в Златоустовском железнодорожном училище на составителя поездов. В феврале следующего года планирует выйти на льготную пенсию, которую гарантирует стаж в 12,5 лет в данной профессии. Жена Татьяна Михайловна, с которой Сергей Иванович уже 26 лет, трудится рядом с мужем, она билетный кассир железнодорожного вокзала, но на работе они не видятся, смеется мужчина.

Напарник Пономарева Рустем Сараев пришел на станцию в 1993 г., успев до этого закончить наш горно-обогатительный техникум, поработать автослесарем и отдать долг Родине. В 1997 г. его сократили, тогда жизнь была очень трудной, вспоминает Рустем Янгалеевич. Но, к счастью, в 99-м появилась вакансия составителя поездов, и он вернулся. Его жена Диля Рашитовна соцработник, дочь и сын учатся в школе, все они поддерживают папу.

Нужно сказать, что зарплатой мои герои, профессионалы 5-го разряда, довольны, хотя, чего греха таить, хотелось бы, чтобы она все росла. Лариса Портнова на это говорит, что, к сожалению, по объемам работы станции по Правилам потолок - 6-й разряд - составителям поднять нельзя. Но тут же замечает, что у них есть бонусы - за вредность мужчинам ежегодно прибавляются 7 оплачиваемых дней к отпуску, для всех железнодорожников раз в год действует бесплатный проезд по всей России, выдаются путевки в санатории, также за каждые пять лет работы в ОАО «РЖД» предусмотрено приятное вознаграждение «За преданность компании» и многое другое.

В праздник мои собеседники по обыкновению желают друг другу и коллегам увеличения объемов перевозок, а значит, и зарплаты, крепкого здоровья, удачи, стука колес, зеленого светофора и, что единогласно замечают герои, терпения и понимания вторых половинок, от которых так многое зависит в их серьезной, ответственной работе.


На фото составители поездов Рустем Сараев и Сергей Пономарев.
Читайте нас: