Все новости
Преодоление
24 Сентября 2018, 10:39

Застучали бодро ложки

Римма ЮНУСОВА. Фото автора «Раз - удар по колену, два - удар по ладони слева»! - командует женский голос. И тут же ритмично, звонко зацокали, защелкали деревянные инструменты. В Детской школе искусств идет репетиция ансамбля ложкарей под руководством Марины Геннадьевны Сидоровой, преподавателя по классу баяна.

Альберт, Никита, Дания, Адиля - эта отважная четверка за два года существования коллектива не раз становилась лауреатом многих городских и республиканских конкурсов. Уникальность ансамбля в том, что здесь занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья - учащиеся коррекционной школы. Их успехи радуют педагогов, окрыляют родителей и, конечно, вдохновляют самих юных музыкантов.
- Для нас любое достижение в развитии ребенка: сделал первый шаг, взял ложку, заговорил, пусть даже позже обычных детей, - это праздник, -
говорит мама 15-летнего Никиты Надежда Валерьевна Малыгина. - В школе искусств добиваются прекрасных результатов в работе с ребятами, которых порой считают необучаемыми.
Никита с детства любит музыку, танцы. С пятого класса занимается в Детской школе искусств. Но из-за проблем с осанкой танцы пришлось отодвинуть на задний план. Вскоре мы познакомились с Мариной Геннадьевной, которая охотно согласилась обучать сына игре на баяне. Мальчик настолько втянулся, что мы кое-как пережили лето без уроков музыки. Нотную грамоту изучили, освоили азы игры на баяне, затем у педагогов появилась идея увлечь детей древнейшим ударным инструментом -
ложками. И тут они попали в точку -
с каждым разом навыки совершен­ствовались, пошел прогресс во всех отношениях. Ансамбль ложкарей заметили на разных уровнях!
По нашей просьбе преподаватель художественной школы Анвар Нуритдинович Игибаев всем участникам ансамбля вырезал индивидуальную пару ложек из липы.
По мнению Надежды Валерьевны, дети с нарушением интеллекта особенные, но по-разному: «Например, Никите очень важен личный контакт. Мне кажется, он разбирается в людях лучше, чем я. Если человек добрый, открытый, улыбчивый, он к нему тянется; если скован в эмоциях, держится на расстоянии. Ему нужен тактильный контакт. С детского сада он со всеми обнимался. Никита родился с головы до ног интеллигентом -
все делает аккуратно.
В этом отношении Марина Геннадьевна - не только преподаватель, она - родной человек. Всегда встретит нас с улыбкой, обнимет, мы ее за это и полюбили!»
Я поинтересовалась у Надежды Валерьевны, как она относится к со­вместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных ребят.
- К сожалению, общество и школы еще не готовы принимать особенных детей. Нам повезло с воспитателями и учителями. Мы посещали логопедическую группу обычного садика «Светлячок», воспитатель настраивала малышей: «Никите нужно помочь», и они заботились о нем. Тем более наш сын - солнечный, добрый, никогда никого не обижал. Мы пять лет проучились в школе №1, просидели два года в первом классе, учителя нас поддерживали, занимались индивидуально. Благодаря им Никита научился писать, читать.
Но дальше встал вопрос - а сможет ли сын учиться в старшем блоке, где за ручку его никто водить не будет. И постоять за себя Никита не сможет. И на физкультуру ему для переодевания нужно больше времени, чем о­стальным. Представляла, как старшеклассники несутся по узкому коридору в столовую и сносят его встречным потоком. Разные страхи были. Взвесив все, мы решили, что спокойнее Никите будет в коррекционной школе: здесь - как маленькая семья.
Всегда сжимается сердце при мысли, что ждет Никиту, когда он закончит школу. Сейчас он учится в восьмом классе. Нередко возникает ощущение, что идет ребенок по дороге - дет­сад, школа, все им заинтересованы, а потом - обрыв…
У нас трое детей, Никита - старший. Среднему сыну с самого раннего возраста говорили, что за Никитой нужно смотреть, поэтому он чувствует ответственность за брата.
Занятия в школе искусств для наших детей имеют большое значение. Они не комплексуют перед публикой: выходят на сцену с приподнятым настроением, твердой походкой. Если нужно куда-то ехать на концерт, то все у нас разговоры только об этом. Марина Геннадьевна в процессе подготовки к выступлению может быть на связи 24 часа в сутки.
Основные занятия Марина Геннадьевна проводит в коррекционной школе, занимаясь по два часа дважды в неделю: «Подхожу к школе, а дети уже в окне кричат: «Наша идет!» и бегут навстречу обниматься. Они - эмоциональные, воспитанные, очень работоспособные, у них есть стремление побеждать на конкурсах. Дети сами участвуют в выборе музыкальной композиции, иногда вносят свои предложения.
Сначала с каждым индивидуально занимаюсь: кто-то левша, кто-то правша, нужно рассадить их так, чтобы они не мешали друг другу, идет кропотливая подготовительная работа под счет. Вообще, дети за время репетиций, выступлений стали единой командой, сдружились, стали более активными, открытыми. Ансамблевая игра дает свободу, уверенность, раскрепощенность.
У нас на внутришкольных концертах совместно выступают дети с ограниченными возможностями здоровья и обычные, что имеет большое воспитательное значение, с двух сторон преодолеваются барьеры общения.
Благодарна родителям за доверие, они заинтересованы в занято­сти детей, в их хорошем настроении, всегда поддерживают любую инициативу. Большую помощь оказывает педагогический коллектив коррекционной школы».
Директор Детской школы искусств Гузель Шакирьяновна Баянова уже несколько лет на практике доказывает, что средствами искусства можно успешно социализировать и реабилитировать детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Мы искали эффективные методы занятий с воспитанниками коррекционной школы, - говорит она. - Пробовали разные музыкальные инструменты, в то числе и шумовые, и пели, и танцевали, но особого результата не было. Ложки стали нашей палочкой-выручалочкой! Дети сразу же раскрылись. Каждое их выступление проходит на эмоциональном подъеме. Игра в ансамбле не только музыкально воспитывает, но и помогает развивать память, чувство ритма.
У Марины Геннадьевны - особый, материнский стиль руководства, который необходим в общении с особенными детьми. Послушайте, как она ласково к ним обращается, с каждым наладила контакт.
Конечно, с точки зрения музыкальности выступление ложкарей нельзя назвать идеальным, но то, что особенные дети выходят на публику, умеют себя вести, слушать ритм, друг друга - это огромный шаг в развитии. Мы не собираемся делать из них музыкантов. Наша цель - социальная ориентация, эстетическое воспитание, обучаясь музыке, ритму, они эмоционально раскрепощаются.
Впереди новые конкурсы: региональный - «Радуга талантов», республиканский - «Созвездие талантов». Юные артисты настроены на победу, ежедневно репетируют, обсуждают предстоящие поездки и выступления.


Когда ребята выходят на сцену, они не робеют, но им важно увидеть свою Марину Геннадьевну - так спокойнее. Вот она - улыбается, жестикулирует, значит, можно начинать. Вслед за первыми аккордами:
«Ты играй, играечка, ах, чудо-балалаечка» - защелкали, забарабанили ложки…
И, конечно, самыми восхищенными зрителями в зале, одаривающими юных артистов бурными аплодисментами, будут их родители.


Читайте нас в