Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 29) установлено, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы вправе по своему выбору потребовать помимо безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, возмещения понесенных расходов, полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками выполненной работы, также соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Применительно к сфере жилищно-коммунальных отношений уменьшение цены - это перерасчет.
Статьей 4 Закона установлено право потребителя на качество работы, услуги. Исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору.
Коммунальные услуги должны отвечать санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставленных работ. Например, под отоплением понимается поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C).
Холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Должно быть обеспечено соответствие состава и свойств холодной воды санитарным нормам и правилам.
Горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Должна быть обеспечена температура горячей воды в точке разбора не менее 60°С для открытых систем централизованного теплоснабжения, не менее 50°С для закрытых систем, не более 75°С для любых систем.
Водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
Электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Должно быть обеспечено постоянное соответствие напряжения, частоты действующим федеральным стандартам.
Газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах. Должно быть обеспечено давление сетевого газа от 0,0012 МПа до 0,003 МПа.
При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойные: - подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; - отведение из жилого помещения бытовых стоков; - отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу или иную службу, указанную исполнителем.
Сообщение о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.
При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта проверки качества предоставления этих услуг. По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем.
Если потребитель и исполнитель не пришли к единому решению, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашаются представители государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей.
Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.
Причины снижения качества услуги могут быть установлены управляющей организацией, экспертной организацией или Государственным комитетом РБ по жилищному и строительному надзору. Обязанность производить перерасчет возлагается на управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК или на ресурсоснабжающую организацию при непосредственном управлении домом.
После составления акта о предоставлении услуг ненадлежащего качества потребитель вправе обратиться с претензией к исполнителю. Если он отказывается принять претензию или подтвердить отметкой факт и дату его получения, необходимо отправить ее по почте заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении.
При отказе в удовлетворении его требований потребитель вправе обратиться в контролирующие органы: в Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору (450059, г. Уфа, ул. Степана Халтурина, 28), в Управление Роспотребнадзора по РБ (450054, г. Уфа, ул. Р. Зорге, 58), Сибайский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (453833, г. Сибай, ул. Кирова, 44).
Следующим шагом при отказе в удовлетворении требований потребителя - обращение в суд с исковым заявлением.
Айнур АХМЕТШИН,
специалист-эксперт Сибайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ.