Разгрому фашистов в битве под Москвой - 80 лет
Михаил Задорнов как-то сказал: «Фашисты ворота в Россию открыли, а что за воротами, не знали».
А их встретил свободолюбивый, мужественный и спаянный патриотизмом народ. Он имел современную технику и вооружение, знания и навыки их использования. В стране были подготовлены командиры и полководцы из народа, которые в военном искусстве превзошли гитлеровских генералов.
Тем не менее возникает вопрос: почему же фашисты, хотя и временно, смогли оккупировать немалую территорию нашей страны, почему нам пришлось героически оборонять Москву, Ленинград и Сталинград?
Долгие годы мы, придерживаясь старой доброй поговорки «Кто старое вспомянет, тому глаз вон!», говорили только о немецко-фашистских захватчиках и замалчивали информацию о других участниках нападения на Советский Союз.
Вместе с Германией на нас напали ее союзники, Румыния - 360 тыс. солдат и офицеров, Финляндия - 340 тыс., Италия, Венгрия, Словакия... 42 дивизии, это почти миллион личного состава, 7 000 артиллерийских орудий, 400 танков, 1000 самолетов.
Нелишне напомнить, что и в завоеванных немцами странах были мощные фашистские организации, которые помогали немцам побеждать, а затем сформировали 22 национальные дивизии СС из добровольцев. Датчан, норвежцев, французов и др. взято в ходе войны в плен больше, чем было участников Сопротивления на их родине.
Армия фашистов имела закалку и большой опыт ведения победоносной войны.
Удар, нанесенный по нашей стране, был огромной силы. У. Черчилль, сделавший все, чтобы отвести нападение немцев от Великобритании в сторону Советского Союза, вечером 22 июня 1941 года говорил: «Будет чудом, если русские смогут продержаться хотя бы две недели». Он знал примерное соотношение сил.
К июню 1941 года Германия имела 8 млн 500 тыс. военнослужащих, 5639 танков, 4400 самолетов. У нас 5 млн солдат и офицеров, 3800 танков. В западные пограничные округа поступило 1540 самолетов новых конструкций, овладевших ими летчиков не хватало.
Гитлер и его генералы, нападая на Советский Союз, по воспоминаниям Гудериана, рассчитывали сломить военную мощь России в течение 8-10 недель и вызвать ее политический крах. Такие прогнозы давали и в США, и в большинстве других стран планеты. Считали, что СССР должен был по примеру ряда «цивилизованных» европейских народов проявить здравомыслие, сдаться и смириться с немецкой победой и оккупацией.
Однако у нашего народа всегда была вера в успех правого дела. С первого дня войны Красная Армия начала рушить пунктуально расписанные немецкие планы. 485 пограничных застав подверглись внезапному нападению, и ни одна из них не сдалась врагу. Пять суток удерживали Раву-Русскую. 23 июня освободили захваченный врагом Перемышль и удерживали до 28 июня. Целый месяц обороняли Брест. В первый день войны советские летчики сбили более 200 немецких самолетов, совершили 16 воздушных таранов. Однако силы были неравные, отступали, попадая в окружение, бились до последнего патрона.
Главной целью фашистов была Москва. Но на их пути стоял Смоленск. Двухмесячные ожесточенные бои смоленского сражения стали для советских войск крупным стратегическим успехом, положившим начало срыву планов «молниеносной войны». 11 августа фюрер заявил: «В сражение брошены последние силы. Это попытка предотвратить переход к позиционной войне». В письме унтер-офицера Георга Буркеля читаем: «Относительно русских мы сильно просчитались. Те, которые воюют с нами, не уступают нам ни в одном виде оружия, в некоторых даже превосходят нас».
Такие выводы делал и ряд высокопоставленных генералов, но немецко-фашистское командование 6 сентября принимает решение захватить Москву. Операция получила крикливое название «Тайфун».
Битва под Москвой развернулась на огромном пространстве. Она делится на два периода: оборонительный, с 30 сентября по 5 декабря 1941 года; период контрнаступления, с 5-6 декабря 1941 года по 7-8 января 1942 года.
К 1 октября враг для взятия Москвы сосредоточил 1800 тыс. личного состава, 14 тыс. орудий и минометов, 1700 танков, 1390 самолетов.
Наши войска, противостоящие группе армий «Центр», насчитывали 1250 тыс. человек, 7600 орудий и минометов, 990 танков и 677 самолетов.
Генеральное наступление гитлеровцев на Москву началось 30 сентября. Развернулись тяжелые бои. Советские войска стойко отражали удары врага, однако явное превосходство противника в живой силе и технике вынудило оставить Вязьму, Орел, Брянск, Можайск, Калинин. Москва превратилась в прифронтовой город.
Грудью стали москвичи на защиту столицы. Было сформировано 12 дивизий народного ополчения, 56 истребительных и 25 рабочих и коммунистических батальонов. Сотни тысяч москвичей строили оборонительные сооружения.
В неприступную крепость превратилась Тула, ее героическая оборона обеспечивала устойчивость нашей обороны в целом. К началу ноября фронт стабилизировался.
7 ноября на Красной площади состоялся традиционный парад войск, а накануне прошло торжественное заседание Моссовета совместно с активом столицы. Это сыграло огромную роль в укреплении морального духа армии и советского народа, имело большое международное значение.
Между тем Гитлер торопил своих генералов. Он требовал в ближайшее время покончить с Москвой. Располагая крупными силами, 15-16 ноября фашисты начали новое наступление.
Об ожесточенности боев говорят подвиги 28 героев-панфиловцев 316 дивизии, пулеметчика В. Хаметова из 78 дивизии, который, оставшись на высоте, один принял бой с ротой гитлеровцев и удерживал ее до прибытия подкрепления, и тысячи других примеров.
Росло боевое матсерство наших воинов. Танковая бригада М. Катукова, имея 45 танков, за 8 дней боев уничтожила 133 танка и полк пехоты Гудериана, потеряв своих 19 танков (7 танков сгорело, 12 были восстановлены).
Важный вклад в оборону Москвы внес 1-й корпус ПВО генерала Д.А. Журавлева (наш земляк из Баймакского района). Под Москвой наша авиация завоевала господство в воздухе, на подступах к столице и в боях над ней было сбито 278 самолетов врага.
Противник, не считаясь с потерями, рвался к Москве. 30 ноября он находился в 17 км от столицы и в 27 км от Кремля.
Активные действия наших войск на других фронтах не давали возможности немцам снять оттуда дополнительные силы для взятия Москвы. Резервов не было. О том, что это происходило действительно так, говорит телеграмма командующего группой армий «Центр»: «Мой фюрер! Дай мне 2-3 свежих дивизии, и я ворвусь в Москву». У Гитлера их не было.
Наша Ставка ВГК накопила резервы, и, хотя не имелось численного превосходства в силах, внезапно, без артиллерийской подготовки, наши 5 декабря перешли в контрнаступление. Теперь это День воинской славы России.
Наше успешное контрнаступление привело германскую армию к тяжкому стратегическому поражению. Она отступила от Москвы на 150-300 км. Потери личного состава, по немецким данным, составили 772 тыс. человек.
Трудно достался этот разгром и нам, наши потери составили 514300 человек в оборонительных боях и 139586 человек в контрнаступлении.
Советские войска освободили 11 тыс. населенных пунктов, в том числе Истру, Солнечногорск, Клин, Волоколамск, Калинин, ликвидировали опасность окружения Тулы.
За победу билась вся страна. Чем глубже продвигались фашисты, тем больше сил им приходилось выделять для борьбы с партизанами. Если вся промышленность покоренной Европы работала до последнего на Германию, то ничего из гигантской мощи советской индустрии им не досталось, они вместе с рабочими и инженерами были перебазированы на Урал и в Сибирь и в кратчайшие сроки стали работать на нашу победу.
Разгром фашистов под Москвой укрепил веру нашего народа в победу, результатом стало также улучшение военно-политического и международного положения Советского Союза, укрепление антигитлеровской коалиции. Был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии, правящие круги Турции и Японии вынуждены были воздержаться от вступления в войну на стороне Германии.
Огромен вклад наших земляков в разгром фашистов. Участниками обороны Москвы являются Герой Советского Союза Ф.И. Белов, участник Парада Победы И.Х. Муратов, кавалер 6 боевых наград И.С. Карманов, Д.Ш. Азаматов, А.И. Назаров, Ф.Ф. Хасанов и другие.
Защищали Москву три брата Зулкарнаевых, старший Мухаметдин погиб, средний Мухамедьян и младший Махмутьян были ранены, вылечились, продолжили войну и вернулись с Победой.
Вернуться с Победой повезло Х.А. Юлаеву, который на границе вступил в бой 22 июня, в боях под Львовом был назначен командиром роты, оборонял Москву, форсировал Днепр.
Также на границе начала выносить раненых с поля боя С.С. Волкова, которая затем тоже обороняла Москву.
Очень жаль, что в одной газетной статье не расскажешь про всех, но их ратный труд дает нам пример патриотизма и стремление равняться на них. Вспомним их благодарно!
Рашит ИДРИСОВ,
полковник в отставке.