Речь шла об обучении и воспитании детей, имеющих те или иные нарушения в здоровье, их развитии, освоении ими общеобразовательной программы, социальных навыков.
Студенты педагогического колледжа подготовили доклады, которые оценивало компетентное жюри - опытные специалисты, работающие с детьми-инвалидами.
Студентка 3 курса Руслана Келгенбаева рассмотрела этику общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Студентка 3 курса Руслана Букамбаева рассказала о современных методах и формах обучения детей с ОВЗ в начальных классах: «В ходе инклюзивного образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. В работе важно использовать приемы для создания ситуаций успеха». Студентка 4 курса Зульхиза Юнусбаева подготовила доклад об особенностях реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста: «Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии - это признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. При дошкольном учреждении могут быть организованы специальные группы для детей с особыми потребностями, они остаются включенными в социальную жизнь коллектива и наравне со здоровыми сверстниками участвуют в общественных мероприятиях. Совместное обучение воспитывает толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам».
Студентка 4 курса Арина Зинагатуллина выступила с темой «Обучение математике детей ОВЗ в младших классах». Она рассказала, что в Сибае в прошлом году общее количество учеников составляло 8746, из них с ОВЗ - 508, что составляет 5.83%, в этом году - 8516 учеников, с ОВЗ - 520 (6.11%). Статистика показывает, что с каждым годом рождаемость детей с ОВЗ увеличивается, что связано с улучшением медицинской диагностики. Сейчас чаще выявляют детей с аутизмом. Также врачи научились выхаживать недоношенных детей с очень низкой массой тела. К сожалению, у них выше риск развития различных нарушений - слуха, зрения и других. Среди причин также отмечаются проблемы с экологией, качеством продуктов и загрязнением воздуха.
Арина Зинагатуллина привела пример из своей практики: «На данный момент я обучаю ребенка с ОВЗ, уровень развития которого значительно ниже возрастной нормы.
Необходимо с первых же дней школьной жизни пробудить у детей интерес к учебным занятиям, увлечь, направить их внимание на математику, активизировать познавательную деятельность. Для достижения этой цели я стараюсь использовать разнообразные методы и приемы.
Так как у детей ОВЗ низкий уровень аналитического восприятия (вижу, но не думаю), полезно учить их запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно (кинестезически). Для этого используют изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры. Так же можно нарисовать полую цифру и раскрасить ее пластилином, либо красками, но не кисточкой, а точечно пальцами.
Самым эффективными для моей ученицы являются кинезиологические упражнения. Я заметила, что она лучше запоминает материал, если в это время делать ей массаж. Также с помощью приема с наждачной бумагой процесс обучения нумерации значительно улучшился. Для смены деятельности во время урока использую иллюстративный материал. Это помогает моей подопечной немного отвлечься от темы и не потерять внимание. У нее больше развита зрительная память, она не может запомнить или воспроизвести материал, если не видит перед собой иллюстрацию. Трудности могут возникнуть не только с детьми, но и с их родителями, к которым тоже необходимо найти подход».
Работы студентов, их стремление помочь детям с ОВЗ высоко оценила руководитель Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов г. Сибай Рамиля Гайфулловна Буляканова: «В начале 90-х годов родители особенных детей часто замыкались в стенах дома, оставались наедине с бедой. Времена, к счастью, изменились. Государство заботится о детях с ОВЗ, создаются условия для получения образования, профессии.
На конференции порадовало то, что студенты подготовились очень серьезно, использовали различные источники информации, умело и четко излагали представленный материал, приводили примеры из жизни, красочные презентации. Студентка Арина Зинагатуллина, несмотря на юный возраст, уже имеет опыт работы с ребенком ОВЗ, искренне делится ошибками и достижениями. Мы рады, что коллеги из Сибайского педагогического училища дают хорошую базу знаний и выпускают квалифицированных учителей, которых сегодня не хватает в школах».