На выпускном вечере ученики и родители искренне благодарили своего требовательного и справедливого, заботливого классного руководителя за титанический труд, за любовь к детям и профессии, обещали, что никогда не забудут лицей, будут держать связь с педагогами и одноклассниками.
В нынешний ответственный выпускной год Айгуль Салаватовна не позволяла себе уйти на больничный, даже если того требовал организм: «Я должна быть рядом с детьми в такой момент», - говорила она себе и, подстраховываясь лекарствами, шла на уроки, проводила дополнительные занятия, круглосуточно держала связь по телефону и в многочисленных чатах с родителями и учениками, вечерами и в выходные проверяла тетради, заполняла журнал. А еще эти бесконечные отчеты об успеваемости, бумажная работа, отвлекающие от самого главного и ценного - живого общения с детьми.
В ее любимом одиннадцатом классе среди 23 учеников семь медалистов, «золотые»: Руфина Абубакирова, Элина Биктимирова, Альмира Казакбаева, Ильгиза Кужина, Фанис Суюндуков, Линера Якшыбаева, «серебро» - у Дианы Ишмуратовой.
- Мне вообще повезло с детьми, родителями. Они все замечательные. Это мой первый класс, который я довела до окончания школы, - говорит Айгуль Салаватовна. - Все эти годы мы с родителями действовали как единая команда, семья: на все замечания, касающиеся успеваемости, дисциплины сыновей и дочек, мамы и папы сразу реагировали и поддерживали меня в любых вопросах.
Фамилия Айгуль Салаватовны нынешним летом упоминалась особенно часто в связи с рекордным результатом одиннадцатиклассника Фаниса Суюндукова, набравшего на ЕГЭ по сто баллов по профильной математике и физике.
- Это заслуга самого ученика, мне просто повезло, что он занимался в моем классе, - говорит Айгуль Салаватовна. - Думаю, что у любого другого учителя (а математики в школах города у нас сильные) Фанис достиг бы таких же высот. Очень горжусь им. Он много трудился и всего добился благодаря своим стараниям, упорству, усидчивости, заинтересованности в отличном результате. Безусловно, важен вклад и его интеллигентных, образованных родителей, давших сыну прекрасное воспитание.
Айгуль Салаватовна гордится лицеем, где трудится уже 23 года и около 10 лет была заместителем директора по учебной работе.
- У моих коллег также прекрасные результаты. Много высокобалльников и победителей олимпиад готовят Зиля Галиевна Гумерова, Гульнара Мударисовна Тимербулатова, Сулпан Асхатовна Габитова, Гузель Маратовна Биктимирова, Айсылу Мирсаитовна Муталлапова, Гульнара Шарифовна Кужина и другие. Все условия для комфортной, продуктивной деятельности нам создает директор Диля Ураловна Фаткуллина, она везде все успевает, и мы стараемся от нее не отставать, - говорит собеседница.
- Как не допустить досадных ошибок на экзамене по профильной математике?
- Лучше чаще ошибаться на «пробниках», анализировать недочеты и в будущем их не допускать. Мои выпускники отметили, что задания на нынешнем экзамене были легче, чем мы решали на «пробниках».
На ЕГЭ по профильной математике за 3 часа 55 минут выполнить все 19 заданий и перепроверить их просто нереально, во второй части есть задачи, на решение которых и развернутый ответ с обоснованием требуется значительное время. Тут нужно выбирать: либо ты решаешь меньше и проверяешь выполненное, либо рискуешь - делаешь все, но уже не перепроверяешь. Я считаю - лучше выполнять задания медленнее, но качественно - тогда вероятность получения высоких баллов возрастает.
Также важно писать красиво. Во второй части нужно расписывать решение, если эксперт не поймет почерк, то может поставить ноль баллов. И бланк в первой части также важно заполнить аккуратно.
- Были ли еще успехи по математике у ваших учеников?
- В 2020 году Ильсур Гумеров набрал на экзамене по профильной математике 98 баллов, ему чуть-чуть не хватило времени на выполнение последнего задания.
- Участникам олимпиад проще сдавать ЕГЭ?
- Олимпиады и ЕГЭ - это разные форматы. Но подготовка к олимпиадам помогает развивать логическое мышление, которое необходимо для решения второй части заданий.
- Психологически дети готовы к экзаменам?
- Дети сейчас довольно стрессоустойчивы. Выбирая профильную математику, они понимают, с какими сложностями столкнутся.
Профессионализм Айгуль Салаватовны отмечают многие ее коллеги. Второй год она является членом экспертной комиссии в Сибайском институте (филиале) УУНиТ на защите дипломов по математике.
Несколько лет назад на курсах повышения квалификации, которые проходили в СИБГУ, московский профессор Мальцев, автор пособий для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, предложил учителям математики решить задачу по теории вероятностей про выстрелы по мишеням. Айгуль Салаватовна доказала, что ответ профессора был неверным, с чем он после небольшого спора согласился и был удивлен, что никто раньше не замечал его ошибку.
Наша собеседница признается, что некоторые задачи и у нее вызывают затруднения: «Могу просидеть за решением два часа, пока не найду ответ».
В 2018 году для учителей города организовали сдачу ЕГЭ, где Айгуль Салаватовна написала математику на 98 баллов, допустив одну ошибку.
- Можно ли получить высокий балл на ЕГЭ, рассчитывая только на везение?
- Не знаю таких примеров. Для решения сложных задач нужно глубокое понимание предмета.
- С каким разделом математики у учеников есть проблемы?
- Сложнее всего им дается геометрия, у детей нет пространственного мышления. Кто-то ленится приносить инструменты: линейку, транспортир, карандаш, циркуль. Дети не любят учить теоремы, определения, свойства.
- Вас называют строгим учителем, какие требования вы предъявляете на своих уроках?
- Требую от учеников дисциплину, не опаздывать, выполнять домашние задания, подготовить к началу урока доску, и никаких телефонов на столе. Кому-то, возможно, такие требования не нравятся, но без дисциплины не будет результата.
Мне важно, чтобы дети слышали и понимали, о чем я говорю.
- Вы весь день на уроках говорите, объясняете. Как восстанавливаетесь?
- Голос к вечеру садится, прихожу домой и пару часов молчу. Отвлечься от работы, восстановиться помогают тренировки, еженедельно играю в волейбол.
- Выпуская в жизнь учеников, от каких опасностей вы их предостерегаете?
- Часто повторяю детям: «У вас должен быть стержень, учитесь говорить «нет», живите своей головой, имейте свою точку зрения, не будьте ведомыми, сейчас вокруг столько странных людей, мошенников, столько соблазнов.
- Как работаете с проблемными детьми?
- Все ребята разные, есть более замкнутые, стеснительные, со своими особенностями в характере. Они не идут на контакт ни с учителями, ни с ровесниками, при этом выполняют все задания. К ним отношусь с пониманием.
- На своих детей у вас хватает времени?
- При всей своей занятости стараюсь уделить им внимание: поддержать, подсказать. У меня два сына. Старший, Вильдан, студент педколледжа, получает профессию программиста, он сам решил уйти из школы после 9 класса, хотя хорошо учился и успешно сдал ОГЭ, я поддержала его выбор. Младший, Данил, окончил пятый класс. Оба интересуются английским языком и информатикой. Думаю, детям учителей бывает сложно, к ним - повышенные требования и в школе, и дома.
Детство Айгуль Салаватовны прошло в Межгорье Белорецкого района. Ей было 10 лет, когда умерла мама. Отец остался с тремя детьми, младшей дочке было всего лишь пять месяцев, заботились о ней все вместе.
- Папа работал сварщиком, воспитывал нас один, мы с братом (на тот момент ему было 13 лет) рано повзрослели, многое преодолели, но нам, конечно, не хватало материнской ласки, заботы, - делится Айгуль Салаватовна. - После 9 класса я уехала в Уфу и поступила в республиканскую гимназию-интернат имени Рами Гарипова, затем училась в БГУ на математическом факультете.
В 2001 году приехала в Сибай - сагитировала подруга детства, одноклассница Фаягуль, которая училась тогда на факультете иностранных языков в СИБГУ. Меня сразу же приняли на работу в школу №13 - нынешний наш лицей. Моим наставником была опытный учитель математики Миннигуль Гиниятовна Рысенбетова.
Молодую, симпатичную учительницу с первых же дней подростки-восьмиклассники испытывали на прочность.
- Я даже собиралась бросить школу и уехать домой, на что мой отец сказал: «Если будешь бегать от сложностей, никогда авторитет не заработаешь!» Первые ученики меня закалили, до сих пор с ними общаемся, среди них - директор театра Ильнур Абдрашитов, директор «Технотерры» Аида Малкина, - говорит педагог.
- У учителя много обязанностей, большая ответственность, стрессы, при этом низкая зарплата. Что вас держит в этой профессии?
- Я люблю детей, живу в их мире надежд, открытий, огорчаюсь их неудачам, радуюсь успехам. Думаю, в другой сфере, в коллективе взрослых людей мне было бы скучно.
С грустью проводила своих учеников, но они навсегда останутся в моем сердце: умные, добрые, талантливые, красивые. Никогда не забуду, как на 8 Марта юноши подготовили нам коробочки с сюрпризом, попросили одновременно открыть их, там были фотографии девочек, красивые пожелания, комплименты, затем спели песню под гитару - у нас Аскар Амерханов прекрасно играет на инструменте. Кстати, у меня была мысль спеть с ним вместе на выпускном - я ведь тоже играю на гитаре, но не хватило смелости.
В дни расставания с ребятами услышала в свой адрес столько слов благодарности - ради таких моментов стоит работать, они запоминаются навсегда!
К сведению
По поручению Главы РБ Радия Хабирова в Башкортостане предусмотрены выплаты премий учителям, которые подготовили стобалльников ЕГЭ, в размере 50 тысяч рублей, а школьники, набравшие на ЕГЭ 100 баллов и поступившие в вузы республики, получат по 150 тысяч рублей.