+12 °С
Дождь
Антитеррор
Все новости
Образование
1 Декабря 2023, 08:58

В Сибае гимназия-интернат стала полилингвальной

Летом в здании Сибайской гимназии-интерната состоялся капитальный ремонт по федеральной программе «Модернизация школьных систем образования», а с 1 сентября учебное заведение с более чем полувековой историей перепрофилировано в Республиканскую полилингвальную многопрофильную гимназию-интернат №3 «Сибай». Об этих изменениях мы поговорили с директором учреждения Розой Хамматовной БИКБОВОЙ.

В Сибае гимназия-интернат стала полилингвальной
В Сибае гимназия-интернат стала полилингвальной

История полилингвальных школ началась четыре года назад с первого Всероссийского съезда учителей башкирского языка и литературы, когда было принято решение создать в республике сеть таких школ. В 2019 году при поддержке главы Башкортостана Радия Хабирова появились первые полилингвальные гимназии в Уфе. Затем они открылись в Стерлитамаке, Нефтекамске.

- Чем эти школы отличаются от других?

- Модель полилингвального образования представляет собой школу с углубленным изучением родного языка и в целом с широкой языковой подготовкой и внедрением этнокультурных компонентов в образовательный процесс. Мы тоже загорелись идеей внедрения полилингвального образования в нашей Сибайской гимназии-интернате, так как всегда уделяем большое внимание изучению родного языка, воспитываем бережное отношение к историческому и культурному наследию башкирского народа.

Таким образом, в результате перепрофилирования данное приоритетное направление развивается теперь и на нашей базе. Мы не просто гимназия-интернат, а Государственная бюджетная образовательная организация Республиканская полилингвальная многопрофильная гимназия-интернат №3 «Сибай». Учащиеся получают комплексное и разностороннее полилингвальное образование как во время урочной, так и во внеурочной деятельности, а также посещая кружки.

Для гимназистов бесплатно организованы спецкурсы для подготовки к государственным экзаменам, они активно участвуют в исследовательской деятельности, в творческих конкурсах. К примеру, ежегодно в гимназии проходит межрегиональный творческий конкурс на приз народного писателя Республики Башкортостан Тансулпан Гариповой, выпускницы нашей школы.

Коллектив бережно хранит и развивает добрые традиции, заложенные уважаемыми ветеранами. с благодарностью вспоминаем Киньягула Хайбулловича Гайсина, Дилю Шарифовну Адигамову, Гайшу Ямгутдиновну Уметбаеву, Лилию Ахметовну Акъюлову, Гульнур Салаватовну Хуснутдинову, Тамару Кинзябаевну Азнабаеву, Найлю Арслановну Бикову, Галиму Мухаметовну Ахметову, Камиля Ишбулдовича Сиргалина, Минзалю Хамитьяновну Науширбанову, Марию Николаевну Щипакину и многих других.

- Вы приняли участие в Международном форуме по полилингвальному образованию, который состоялся в Уфе. Поделитесь впечатлениями.

- На форуме мы с коллегами продемонстрировали проекты, показали мастер-классы, приняли участие в дискуссиях и круглых столах, получили возможность общения с педагогами из Казахстана, Северной Осетии, Бурятии, Дагестана и так далее. Понравился опыт отдельных коллег, к примеру, когда учащиеся, выпускаясь из полилингвальной школы, грамотно говорят на родном, русском и иностранном языках, к тому же, помимо образовательных компетенций, владеют навыками игры на народных музыкальных инструментах, хорошо танцуют и поют.

- Каково качество успеваемости учащихся?

- Традиционно наши ученики демонстрируют крепкие знания, качество успеваемости по школе более 70%, в 10-11 классах выше 80%, эти показатели подтверждаются ГИА. В прошлом году порадовали итоги экзаменов, восемь гимназистов стали высокобалльниками, некоторые из них по нескольким предметам. Порядка 10% выпускников ежегодно становятся медалистами.

Гимназисты активно участвуют в различных олимпиадах, научно-практических конференциях, становятся победителями и призерами. Их наставниками являются опытные учителя башкирского языка и литературы Зульфия Нуритдиновна Карасова и Альниса Рахимьяновна Каримова, учителя математики Земфира Амировна Сафина, Найля Хакимьяновна Платонова, химии - Лилия Салимьяновна Усманова и другие педагоги.

Все учителя гимназии-интерната имеют высшее образование, а 80 процентов из них - первую и высшую квалификационные категории.

У нас высокие показатели поступаемости в вузы, все выпускники прошлого учебного года технологического профильного класса поступили в учебные заведения по профильному направлению, 50 процентов выпускников естественно-научного профиля - в медицинские университеты и 50 процентов - в медицинские колледжи.

- Как прошел набор детей в нынешнем учебном году?

- Мы приняли два пятых класса и дополнили десятые классы. Во время приема руководствуемся региональными локальными актами, что позволяет нам проводить конкурсы среди поступающих детей. При наборе на этот учебный год конкуренция была высокая, особенно в пятые полилингвальные классы - 5-6 человек на место.

- Как проходит адаптация детей к новым условиям?

- Конечно, у пятиклассников бывают психологические сложности, ведь дети только окончили начальную школу и оторвались от родителей. Но все наши педагоги, да и все сотрудники сообща окружают ребят вниманием, помогают адаптироваться, тем более у нас работают опытные воспитатели: Нурия Нуримановна Туйсина, Гульфия Хамитьяновна Янтилина, Рауля Ишбулдовна Каримова, Гульшат Юлаевна Ишмухаметова, Гульмарьям Зубаировна Юсупова, Алия Сагадатовна Баймухаметова.

И через некоторое время дети привыкают, вливаются в жизнь коллектива, принимают правила обучения и проживания. Для них организовано пятиразовое питание. Распорядок дня наполнен учебной, внеурочной деятельностью, самоподготовкой. В вечернее время начинают работать кружки: волейбольный, баскетбольный, шахматный, журналистика, «ТолпарТВ». Большой популярностью пользуются танцевальное направление, игра на курае, КВН. Так что скучать, можно сказать, просто некогда.

По итогу, как показывает практика, выпускники гимназии-интерната в дальнейшем во взрослой жизни более самостоятельные и приспособленные к динамичному и быстро меняющемуся миру и уверенно реализуют свои цели.

- То есть, вы придаете большое значение разностороннему воспитанию гимназистов…

 - Да, прежде всего, уделяем внимание патриотическому воспитанию. У нас созданы два шаймуратовских класса - восьмой и пятый. Они взаимодействуют между собой. Шаймуратовцы более усиленно занимаются физической подготовкой, участвуют в различных патриотических мероприятиях, посещают музеи.

В гимназии много талантливых педагогов, которые передают знания детям. К примеру, учитель физической культуры, неоднократный победитель международных и всероссийских соревнований по стрельбе из традиционного лука Хурмат Зубаирович Тагиров оборудовал тир, который считается одним из лучших в республике. Учащиеся в свободное время занимаются стрельбой из лука, очень любят посещать тир, участвовать в соревнованиях, которые часто организует Хурмат Зубаирович не только в рамках гимназии, но и между близлежащими районами.

Еще один мастер своего дела - руководитель образцового ансамбля народного танца «Салтанат» Фануза Мажитовна Мухаметзянова, которая заражает детей любовью к искусству настолько, что они, покинув стены гимназии, продолжают танцевать на высоком уровне. В целом весь коллектив гимназии: педагоги, повара, технический персонал - совместно с родителями воспитывает наших гимназистов.

- Каков географический состав учащихся?

- Много детей из Баймакского, Хайбуллинского, Абзелиловского районов, есть учащиеся из Сибая и Магнитогорска.

- Довольны ли вы итогами капитального ремонта?

- Работа сделана на совесть: заменены кровля, окна, облицован фасад, произошла частичная замена систем отопления и вентиляции. Поступило современное оснащение, новые учебники.

К сожалению, сметой не были заложены внутренние ремонтные работы по замене всей вентиляции, электросистемы. Надеемся, что постепенно мы сможем локально отремонтировать определенные коммуникации.

В дальнейшем мы рассчитываем на поддержку руководства республики в строительстве нового здания полилингвальной школы в Сибае.

- Кого бы вы назвали своим наставником в сфере педагогики?

- Когда я только окончила Башкирский государственный педагогический институт, мне очень помогли советы и помощь моих учителей ТатырУзякской средней школы: с уважением отношусь к Надежде Алексеевне Николаевой, на разных этапах она была учителем, завучем и руководителем школы. Ее стиль, компетентность, тактичность и интеллигентность полностью соответствуют званию учителя.

Уже работая в республиканской гимназии-интернате, много управленческих навыков перенимала от своих руководителей и коллег. Большую помощь и поддержку в свое время оказали заместитель Министерства образования Башкортостана Зульфия Файзрахмановна Ахметова, начальник отдела специального образования Дина Юсуповна Шарипова.

В Сибае я и многие мои коллеги старались перенять деловые качества Алсу Равиловны Баймурзиной, специалиста высокого уровня.

Автор:Римма Махмутова
Читайте нас: