-3 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Новости
12 Августа 2022, 11:30

Имя, достойное памяти

Мы, выпускники разных лет и ветераны-педагоги, предлагаем присвоить Сибайской гимназии-интернату имя Асхата Сабировича Мутаева, ее первого директора, достойного гражданина, патриота Башкортостана.

Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти

История Сибайской гимназии-интерната ведет свое исчисление с декабря 1960 года. На протяжении десятков лет образовательное заведение строит свою работу так, чтобы в процессе школьного обучения раскрывались способности каждого ребенка, происходил личностный рост, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Неоценима большая, разноплановая воспитательная и патриотическая деятельность, которую ведет гимназия-интернат.

Все это к тому, что у серьезной, солидной школы сложилось свое, присущее только ей, лицо. И она достойна иметь собственное имя.

В связи с этим мы, выпускники разных лет и ветераны-педагоги, предлагаем присвоить гимназии-интернату имя Асхата Сабировича Мутаева, ее первого директора, достойного гражданина, патриота Башкортостана.

Раньше в подобных случаях инициаторы собирали подписи, сегодня же, в эпоху интернета, есть возможность прийти к единому мнению посредством обсуждений, лайков и комментариев в соцсетях

Конечно, в гимназии-интернате в разные годы (в том числе и когда она была еще школой-интернатом) работали немало руководителей - истинных профессионалов, мастеров своего дела, именами которых полноправно можно было бы назвать данное учебное заведение. Их здесь помнят, чтут.

Поэтому, чтобы не возникло споров, мы, выпускники «старой гвардии», решили выдвинуть кандидатуру первого директора, который достоин и подходит по всем критериям.

Ведь первый - это всегда первый. В самые сложные, трудные дни становления школы-интерната он приложил все свои силы, организаторские способности. В то время здесь обучались дети-сироты, которых привезли из детдомов г. Белебея и села Акъяр, ребятишки из многодетных семей Абзелиловского, Баймакского, Бурзянского, Зианчуринского, Зилаирского, Учалинского, Хайбуллинского районов и соседних Оренбургской, Челябинской областей. Необходимо было подобрать костяк преподавателей и воспитателей, хорошо владеющих и русским, и башкирским языками. Создать материально-техническую базу: кроме учебного корпуса, нужны еще столовая, общежитие, спортзал, пришкольный участок, гараж. Словом, надо было все начинать с нуля. С этими задачами прекрасно справился Асхат Сабирович. А годы между тем были трудные, страна поднимала разрушенное войной хозяйство…

Он родился 26 июня 1922 года в деревне Старый Сибай Баймакского района. Учился в ШКМ - школе крестьянской молодежи в селе Темясово, затем там же в педагогическом училище и на курсах по подготовке преподавателей физики и математики.

В сентябре - октябре 1940 года работал учителем в Абдулмамбетовской неполной средней школе Бурзянского района. Вскоре его призвали в армию. Служил на Дальнем Востоке, в Хабаровском и При­морском краях. Солдат, курсант, офицер, капитан… Участвовал в войне с империалистической Японией в составе Первой Краснознаменной армии на территории Мулин-Муданьцзян-Харбин Маньчжурии. Награжден Орденом Отечественной войны второй степени, 12-ю юбилейными медалями.

После увольнения в запас в 1946 году работал пропагандистом Баймакского райкома партии. В этом же году в августе был назначен директором Старо-Сибайской семилетней школы, где трудился более семи лет. В ноябре 1953 года А.С. Мутаева перевели директором Сибайской семилетней школы №5, а в декабре 1955-го на первой го­родской партконференции избрали заведующим отделом пропаганды и агитации Сибайского горкома КПСС. В 1959-м по собственному желанию он вернулся на педагогическую стезю. Работал директором школы рабочей молодежи (ШРМ), далее, с 1960 по 1964 годы, руководил коллективом школы- интерната.

Асхата Мутаева переводят на работу туда, где нужны были его знания, профессиональный опыт. В 1964-1968 годы он директор ШРМ, затем, до 1983-го - заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №7. Параллельно в течение целых десяти лет он ведет активную общественную деятельность, возглавляя горком профсоюза работников просвещения. Проявлял неустанную заботу о своих коллегах, их здоровье. Так, в 1970 году был организован бесплатный отдых учителей на берегу озера Талкас.

 

Альниса КАРИМОВА-АЛДЫРХАНОВА,

заслуженный учитель РБ.

 

Полный текст статьи читайте в газете "Сибайский рабочий" от 10 августа 2022 года.

«Умный, рассудительный, спокойный, никогда не повысит голос, целеустремленный, умеет добиваться поставленных целей, деликатно общаться с людьми разных интересов, происхождения - так характеризовали Асхата Сабировича коллеги. И когда встал вопрос о назначении директора в строящуюся школу-интернат, была одобрена кандидатура А.С. Мутаева. Это учреждение уникальное, там имеются свои особенности…

В городском музее образования, в зале Боевой славы, есть фотостенды «Учителя - участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и «Они ковали Победу в тылу», посвященные учителям-труженикам военных лет. Достойное место заняла здесь семья Мутаевых. На одном стенде снимок Асхата Сабировича, на другом - Мадины Губеевны.

Боевые и трудовые подвиги старшего поколения не забываются, они достойны памяти не только детей и внуков, но также и всего населения, молодежи».

(Из статьи ветерана педагогического труда Фании ХАМИТОВОЙ «Директор школы из династии Мутаевых» в газете «Сибайский рабочий», ноябрь 2019 г.).

 

Дела идут в гору

 

Из выступления первого директора А.С. Мутаева в газете «Сибайский рабочий» в 1961 году

Год тому назад территория школы-интерната представляла строительную площадку: леса, кучи стройматериалов и мусора, траншеи, канавы. Те­перь здесь асфальтированные дорожки и тротуары, красивые корпуса; посажены деревья и кустарники, цветы и травы, заботливо выращенные силами уча­щихся.

Идут летние каникулы, но здесь не умолкают детские голоса. Только и слышно, что разговоры о подготовке к предстоящим загородным пионер­ским лагерям, о работе на пришкольном участке, в подсобном хозяйстве Сибайского совхоза.

А вот другая группа. Мальчики и девочки в спецодежде с малярными кистями и мастерками в руках. Их не отличишь от маляров и штукатуров-профессионалов. Они с энтузиазмом готовят школу, общежитие, столовую к новому учебному году.

Вспомним минувший учебный год. Поскольку он являлся годом организации и становления школы, главным вопросом в работе был во­прос организации и воспитания детского коллекти­ва. Дети вначале были недружные, ссори­лись между собой, не было спайки между классами, между девочками, некоторые грубили воспитателям, плохо вели себя на уроках, портили школьное имущество.

Эти недостатки в ходе учебного года были почти полностью ликвидированы. Работа началась с предъявления к воспитанникам единых требований. Педагогический коллектив повседневно и система­тически работал над разъяснением конкретных пун­ктов правил поведения и требовал их соблюдения. Правила были красочно оформлены и вывешены на видных местах. Исходя из возрастных особенностей детей проводилась серия бесед о моральном кодексе строителя коммунизма.

Были проведены беседы на этические темы: «Наш коллектив», «Все мы братья и сестры», «Что такое настоящий товарищ?», «Один - за всех, все - за одного», «Мое и наше», «Вежливость, приличие, такт», «Сила в дружбе» и многие другие.

Но одними беседами невозможно воспитать лю­дей, тем более детей. Нужны практические дела, прежде всего, труд. Мы исходили из указания Н.С. Хрущева о том, что главное значение труда школь­ников состоит не в его материальных результатах, а в громадном воспитательном воздействии на учащих­ся.

Исходя из возрастных особенностей и пола вос­питанников, был разработан примерный план. Ребята учились помогать поварам, хорошо заправлять кро­вати, протирать мебель, подоконники, поддержи­вать уют в комнатах. В классе каждый ученик держал в чистоте свое рабочее место.

Трудовое воспитание продолжалось на протяже­нии года в учебных мастерских. Мальчики выпилива­ли, выжигали, делали необходимые для быта предме­ты: кухонные принадлежности, ящики для рассады и комнатных цветов, вытачивали на токарном станке другие изделия Девочки изучали устройство швей­ных машин, производили их текущий ремонт, шили самые разнообразные вещи. За учебный год они сшили 260 платьев, 120 вельветовых костюмов и много других необходимых вещей для школы. Сер­вировка стола, приготовление обедов, вышивание - все это любимые занятия девочек.

Дети сами оформляли постоянно действующую выставку «Своими руками», которая вызывает большой интерес у посетителей. Силами учащихся было изготовлено много наглядных пособий, зимой был залит каток и сооружена снежная горка. Только весной этого года было посажено 250 деревьев, 8500 ку­старников, 3000 цветов.

По предварительным подсчетам, в деле подго­товки к новому учебному году воспитанниками вы­полнен объем работ на сумму 2 тысячи рублей. Дети бывали на производстве, приглашали передовиков труда к себе в гости. Хорошо прошел вечер встречи с Героем Социалистического Труда, делегатом XXII съезда КПСС Мидхатом Га­битовым.

Педагогический коллектив стремится внести са­нитарную культуру в быт детского коллектива. Об­щежитие, классы оборудованы просто, краси­во и уютно, содержатся в чистоте и порядке.

Литературно-музыкальные вечера и утренники, разнообразная кружковая работа по искусству, экскурсии и походы помогают воспитать в детях любовь к прекрасному. На смотре художественной самодея­тельности школьников города наш коллектив занял первое место. За год было поставлено 18 концертов на предприятиях и стройках.

С большим искусством создали дети краеведче­ский музей, картинную галерею. На первомайский праздник школа вышла со своим духовым орке­стром. Рациональное питание, соблюдение режи­ма дня, ежедневные занятия утренней гимнастикой, приобщение учащихся к различным видам спорта - все это значительно укрепило здоровье и физиче­ское развитие детей, оказало неоценимую услугу в сплочении детского коллектива.

Спортивная работа носит массовый характер. У нас культивируются все виды легкой атлети­ки: русская лапта, футбол, лыжный спорт, волейбол, баскетбол, городки, шахматы, шашки. Спортивные команды школы неоднократно выходили победите­лями в городских соревнованиях, являлись облада­телями кубка по лыжному спорту. Наш воспитанник Салават Галеев стал абсолютным чемпионом горо­да по шахматам среди детей. За зиму все учащиеся 5-7 классов сдали нормы на значок БГТО, 20 спор­тсменов получили 1 юношеский разряд, а 3 девочки выполнили нормативы III спортивного разряда для женщин.

15 июля начинает работать свой загородный пионерский лагерь на озере Талкас. Здесь будут от­дыхать наши воспитанники.

В организации воспитательной работы хороших результатов добились воспитатели тт. М.Н. Биишева (5 «б» класс), В.Н. Патрушева (7 «а» класс), Р.М. Вали­ахметов (преподаватель физического воспита­ния), Ш.В. Шарипов (1 «а» класс), Т.М. Бутяева (7 «б» класс) и ряд других.

Силами учителей и пионеров оборудована ле­нинская комната. Здесь много фотографий, рассказывающих о жизни великого вождя, фотокопий ленинских документов, присланных сотрудниками Московского музея В.И. Ленина.

Много делается по озеленению школьного дво­ра, за каждым классом закреплен определенный участок зеленых насаждений.

Коллектив учителей приложил много усилий к тому, чтобы как можно быстрее ликвидировать про­блемы в знаниях учащихся, а их было очень много. В школу-интернат были приняты дети, запустившие учебу, переростки, а в башкирские классы - со сла­быми знаниями по русскому языку. В течение учебного года проделана большая работа по повы­шению успеваемости учащихся, однако школа не смогла решить задачу ликвидации второгодничества. Из 399 учащихся в конце учебного года оставлено на повторный год 23 и на осень 23 человека.

Задача коллектива учителей и воспитателей состоит в том, чтобы на основе эффективной организации всего учебного процесса, творческого применения поло­жительного опыта липецких учителей ликвидировать второгодничество в ближайшее время. Мы будем неустанно трудиться по созданию дружного детского коллектива, по усовершенствованию организации трудового, эстетического и физического воспитания детей. Организуя жизнь коллектива воспитанников, мы будем следовать положению А.С. Макаренко о том, что коллектив не терпит остановок и должен непрерывно двигаться вперед.

Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Имя, достойное памяти
Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: