+13 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Новости
30 Декабря 2021, 08:23

31-летний горный инженер развивает в башкирском Сибае мотоспорт

Образ жизни у 31-летнего Михаила ОТДАТЧИКОВА связан с риском: работает машинистом подземного самоходного самосвала на руднике в Красноярске, в свободное время катается на кроссовом мотоцикле и мечтает прыгнуть с высоты на «тарзанке». При этом он заботливый муж и отец.

31-летний горный инженер развивает в башкирском Сибае мотоспорт
31-летний горный инженер развивает в башкирском Сибае мотоспорт

- Чем увлекались в детстве? Откуда такая страсть к мотоциклам?

- Со спортом дружу с детства. Я учился в кадетском классе школы №5. С отцом катались зимой на лыжах, ходили в походы. В первом классе он отдал меня на бокс. Затем, постарше, стал играть в хоккей за команду «Горняк», ездил на соревнования.

В 8 лет отец подарил мне первый мопед с педалями, так называемый «фырчик». Я, конечно, больше ремонтировал его, чем катался: запчастей особо не было, да и знаний не хватало. Потом купили «Минск», ездил на нем, не слезая, пока коленвал не заклинило. Когда я учился в 7 классе, мне приобрели «ИЖ-Юпитер».

- В каком возрасте начали зарабатывать?

- Когда учился в школе, сажал чеснок, ухаживал за ним, собирал урожай и продавал. Деньги тратил на покупку школьной формы. Подростком работал на шлакоблоках. Будучи студентом, поехал в Набережные Челны, устроился фрезеровщиком на литейный завод, потом каждое лето работал на Севере.

- Какие впечатления остались от армии?

- Я служил на Тихоокеанском флоте на гвардейском ракетном крейсере «Варяг». Ходили в дальние походы в Шри-Ланку, Оман, Египет, Китай, Сирию.

Армия укрепила меня морально и физически, сделала более стойким, поставила мозги на место. Отслужив, вернулся в Магнитогорский технический университет им. Носова, закрыл все долги по учебе, получил высшее образование по специальности «горный инженер».

- Каким спортом занимались?

- Когда учился в институте, вошел в сборную МГТУ по пауэрлифтингу. В Сибае занимал призовые места в турнирах по силовому экстриму. Все это помогало при езде на мотоцикле. Все-таки мотокросс, в сравнении с хоккеем и боксом, более жесткий вид спорта. Чтобы преодолевать препятствия, поднимать мотоцикл, контролировать скорость, нужна выносливость и хорошая физическая форма.

Со временем меня увлекло кроссовое направление - езда по бездорожью, на треках. Но чтобы стать профессиональным мотогонщиком, нужно заниматься с трех-четырех лет.

- Когда у вас появился первый байк?

- В 2017 году накопил деньги и купил себе спортивный мотоцикл Honda CBR 929RR Fireblade, сам пригнал его из Уфы. На следующий год купил кроссовый мотоцикл, о котором долго мечтал.

- Травмы были?

- Да, как-то упал на мотоцикле, перелетел через руль, повредил колено, предложили операцию, я отказался. Нога болела три года, потом начал приседать в зале со штангой, сейчас не беспокоит.

Другой раз упал на кроссовом мотоцикле, ударился головой, получил сотрясение - два дня пластом лежал.

Эндуро - травмоопасный вид спорта, но мотокросс еще опаснее: одна ошибка может привести к серьезным переломам. Я бы своего ребенка в мотокросс точно бы не отдал.

- Сколько сыну лет?

- В феврале Сергею будет три года. На день рождения подарю ему детский мотоцикл MotoLand XT 50. Он в 2 года за несколько дней освоил езду на беговеле, без упоров.

- Есть ли в Сибае условия для мотогонок?

- Условий никаких нет. Есть так называемый трек, который был когда-то на «кирпичке», мы его восстановили: спилили деревья, проложили новые элементы - для начального уровня достаточно. Для нормальных трамплинов нет финансов.

- Во что переросло увлечение гонками?

- Развиваю в городе эндуро-кросс. У меня в прокате 4 мотоцикла: два попроще, два посерьезнее, различаются по мощности моторов, подвеске, габаритам. Люди интересуются прокатом. Но зимой не рискую тренировать, так как это травмоопасно. Весной, летом попробуем.

- Чем привлекает езда на мотоцикле?

- Просто нравится. Душа к этому лежит с детства. Я не пью, не курю. Расслабить, успокоить, поднять настроение могут мотоциклы. Когда их не было, я дрался в боксерском ринге. Квадроциклы, снегоходы, лыжи - все это помогает мне получить удовольствие и выплеснуть адреналин, сохранить равновесие в повседневной жизни.

- Что скажете о тех мотоциклистах, которые гоняют по городу?

- Отношусь к ним негативно, потому что в городе опасно ездить как для себя, так и для пешеходов. Если я еду на мотоцикле по городу, стараюсь держаться наравне с потоком, либо чуть быстрее, но не гоняю - это очень опасно.

Мотоциклисту надо держаться у машины, в зеркалах, либо слева, либо справа, стараться не попадать в мертвую зону, так как автомобилисты часто не замечают байк, не превышать скорость потока, предугадывать действия других участников дорожного движения, на перекрестках сбрасывать скорость, маневрировать, чтобы уйти от столкновений.

Ездить на мотоцикле по городу рискованно еще и потому, что многие автомобилисты не смотрят в зеркала заднего вида, не предупреждают о поворотах.

На трассе в сторону Баймака я накатал около 13 тысяч километров.

Кроссовый мотоцикл стараюсь возить на прицепе, так как он не предназначен для дорог общего пользования: ни фар, ни поворотников. Хотя все это можно показывать руками - не проблема. Резина не предназначена для езды по асфальту, резко затормозить или сделать какой-то маневр опасно. Бывает, на байке до «кирпички» доезжаю, если нет возможности поставить его на прицеп.

- Кто в Сибае увлекается мотогонками?

- Разные люди, в основном, шахтеры, горняки, вахтовики, которые получают нормальную зарплату и могут себе позволить купить и обслуживать мотоциклы. Я, к примеру, последние пять лет работаю на Севере, чтобы воплотить в жизнь свои мечты: те же мотоциклы, и семья чтобы жила в достатке.

Конечно, тяжело работать вдали от дома, от семьи, да еще и в шахте. Но в Сибае не устраивает зарплата: если здесь остаться, тогда нужно будет забыть про мои хобби. На обслуживание мотоциклов: подготовку к сезону, замену цепей, звезд, резины, масла, фильтров - уходит от 50 до 80 тысяч рублей, не считая бензина.

- Какие советы дали бы начинающим мотоциклистам?

- Использовать сертифицированную экипировку - это ваша безопасность, выбирать свой стиль вождения и ездить на 70 процентов от максимальных своих навыков, чтобы меньше травмироваться. А на соревнованиях уже выжимать на 200 процентов.

- Как супруга относится к вашим экстремальным занятиям?

- С Екатериной мы познакомились в спортзале, вместе тренировались. По профессии она эколог, сейчас - в декретном отпуске.

Увлечение спортивными мотоциклами жена не одобряет, потому что это опасно. Но в то же время понимает, что байки - моя жизнь, мечта детства. Кстати, Катя - самая стойкая и крепкая из всех тех, кого я катал на мотоцикле, - ни разу не визжала.

Спасибо Всевышнему - мне повезло с супругой, она меня во всем поддерживает. С прошлой вахты вернулся в начале ноября, переночевал дома и с утра поехал кататься в лес, потому что плюсовая температура стояла только два дня. Катя понимает, что сезон закончится, и я буду дома. Да и спорить со мной бесполезно, если что захочу, то это сделаю.

С семьей летом проехались по Башкортостану. Зимой с женой катаемся на горнолыжке, предпочитаем активный отдых.

- Ваш свадебный кортеж на мотоциклах запомнился многим горожанам…

- Да, прославились на всю Башкирию. В день свадьбы мы с Катей катались по городу на мотоцикле, нас сфотографировали и выложили в соцсети. Были как положительные, так и негативные отзывы, мол, невеста была без шлема, хотя мы ехали 30 км в час. Изначально я планировал использовать мотоциклы только для фотосессии. Но потом друзья предложили проехаться по городу - все получилось спонтанно.

- Что считаете важным в воспитании сына?

- Меня воспитывали родители, выросшие в Советском Союзе. Их мировоззрение не годится для современной жизни. Мне важно, чтобы финансовое положение сына не зависело от государства, чтобы он сам смог построить карьеру в бизнесе или в спорте. Ну и, конечно, хочу, чтобы он был честным, помогал близким, в общем, поступал правильно.

Полный текст статьи читайте в газете «СР» от 25.12.21 г.

Автор:Римма Махмутова
Читайте нас: