+18 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
История Победы
5 Августа 2022, 14:20

Героически сражались в небе Моравии

Наша землячка Миляуша ГОДБОДЬ (АМИНЕВА), проживающая ныне в Чехии, краевед и большой патриот своей Родины, продолжает исследования, которые связаны с историей подвигов наших соотечественников в годы войны. Вниманию читателей - ее очередная статья.  

Героически сражались в небе Моравии
Героически сражались в небе Моравии

В апреле-мае 1945 года в Южной Моравии Чехословакии погибло много советских летчиков, воевавших против миллионной армии маршала Шернера, стоявшей на границе. Немцы понимали, что войну проиграли, однако не хотели с этим мириться. И, отступая на запад через Чехословакию, отчаянно сражались за каждый метр земли.

Ожесточенные бои шли не только на земле, но и на небе в районах сел и городов Брно, Лоденице, Остоповице, Ижиковице, Когоутовице, Бабице над Свитавоу, Годонин, Чеич, Вышков, Гершпице - Яловый Двур, Рупрехтов, Славков, Кжижановице, гигантская танковая война развернулась в Ожехове и Бжеславе и др. Отважные летчики воевали против фашистских самолетов в районах городов Пшеров, Зноймо, Кромежиж, где действовали в составе регулярной Красной армии партизанские отряды 1-й Чехословацкой партизанской бригады имени Яна Жижки, командиром которой был наш славный земляк Даян Баянович Мурзин.

Всего за освобождение Чехословакии отдали свою жизнь 170 тысяч советских солдат и офицеров. В апреле-мае 1945 года всего в перечисленных районах городов и сел Чехословакии погибли 77 советских солдат и офицеров.

Когда путешествуешь по Моравии, на каждом шагу встречаешь памятники советским солдатам, будь это в лесу, у пруда, в деревне или городе. В каком же они состоянии ныне? Как журналист и гражданин, воспитанный в духе патриотизма и любви к Родине, как представитель послевоенного поколения, я хочу рассказать читателям об этом именно в наше сегодняшнее напряженное время.

***

Самые крупные наступательные бои с врагами начались в марте 1945 года. Но до этого на самолете «Ли-2» 340-го бомбардировочного авиаполка были заброшены в тыл врага десантники. Однако немецким зенитчикам удалось подбить самолет в селе Мокра в районе Брно. Живыми остались все, кроме младшего лейтенанта М.П. Колосова, которого убили, при попытке к побегу, поджидавшие недалеко от села Рачице враги. Похоронили его на местном кладбище. Остальные члены экипажа: гвардии лейтенант Е.С. Вирченко, младший лейтенант Г.А.Волостнев и сержант В.Н. Ойкин - присоединились к партизанам отряда «Ольга» бригады Яна Жижки и разведгруппе под командованием советского офицера А.Ф. Антонова и А.Ф. Масляницына. К группе репортеров «Павел», командиром которой был майор Ф.С. Конененко присоединились младший лейтенант В.И. Козлов и красноармеец А.С. Барзаков.

У деревни Ланжгот, находящейся в районе г. Бжеслава, был сбит еще один «Ил-2», где погиб старший сержант В.А. Чупров. Сначала местные жители его похоронили у обломков самолета, но потом, после эксгумации, ошибочно перенесли как гвардии майора И.С. Николаева на военное кладбище г. Годонин. Лишь в 2015 году выяснилось, что тело И.С. Николаева осталось в сгоревшем самолете. Останки отважного летчика в 2017-м похоронили на городском кладбище.

...16 апреля 1945 года над районом Боркованы летели истребители «Як-9Т», защищавшие штурмовиков «Ил-2» от нападения вражеских мессершмитов. Вдруг появились немецкие самолеты. Завязался отчаянный воздушный бой. Самолет младшего лейтенанта К.С. Маенко столкнулся в воздухе с немецким мессершмитом. Оба взорвались в небе. Тело погибшего советского пилота нашли у разбитого самолета, чудом сохранились и его документы. Сначала Маенко похоронили у школы села Немчички, а позднее останки летчика перенесли в военную могилу села Густопече. К сожалению, его имя было ошибочно написано на братской могиле в парке г. Славков...

В этот же день другая группа штурмовиков «Ил-2», сопровождающая четверку ударных истребителей, приняла неравный (4 против 6) бой с вражескими мессершмитами. Им удалось сбить самолет лейтенанта М.А. Нестерова. Он разбился недалеко от деревни Чейч - тело летчика похоронили на военном кладбище г. Годонин.

Тяжелые бои продолжались и при налете на город Брно, где вражеским снарядом был задет один из двигателей двухмоторного бомбардировщика «Дуглас А-20» 452-го авиаполка. Пилота тяжело ранило, но по приказу командира он успел выпрыгнуть в районе Братчиц. Это были лейтенант Л.В. Поливанов и старшина М.А. Баранов. Первому удалось вернуться в строй, а другой пропал без вести. Оставшиеся два члена экипажа попытались совершить вынужденную посадку возле села Лоденице, но погибли. Было найдено обгоревшее тело пилота, лейтенанта Е.Ф. Подвысоцкого, которого похоронили у обломков самолета.

В воздушных боях принимали участие и женщины. Так, стрелок, младший сержант Василиса Пащенко даже в разбитом самолете продолжала вести пулеметный огонь по приближающимся немецким автоматчикам. Храбрая девушка не позволила захватить себя в плен и повернула на себя личное оружие. Похоронили ее на кладбище села Ведровице.

В ожесточенных боях в восточной части г. Брно немцы сбили советский штурмовик «Ил-2» 235-го авиаполка. Самолет врезался прямо в землю у села Иржиковице, летчики погибли. Позднее их останки были перезахоронены в местной братской могиле.

При выполнении боевого задания, молниеносно атакуя вражеские точки дислокации, был сбит немецкими зенитчиками и упал с высоты 1200 метров экипаж истребителя «Ла-7» 486-го истребительного полка, сопровождающий штурмовиков «Ил-2» в области района Когоутовице под пилотированием лейтенанта В.С. Кашурина. Отважный Виктор Сергеевич в этом бою погиб, его похоронили сначала на том месте, где был сбит самолет, а после войны останки перенесли на военное кладбище г. Брно.

В конце апреля четверка истребителей «Лавочкин Ла-7» из 177-го гвардейского истребительного авиаполка, защищавшего сухопутные войска Советской армии, совершила налет на немцев в районе Мокра, но была замечена вражескими зенитчиками, которые обстреляли один из самолетов и сбили на высоте 2300 метров прямым попаданием снаряда, который вмиг разлетелся в воздухе. Погиб пилот, младший лейтенант А.И. Меньшиков. Местные люди похоронили его недалеко от с. Бабице - на Свитаве у обломков самолета, а спустя время, в 1978 году, перезахоронили в могиле павших бойцов Красной Армии в этом селе.

...На фронте экипажу, успешно отвоевавшему в первой половине дня, порой доводилось возвращаться на короткий отдых. Так было и в этот день с летчиками 453-го авиаполка, которые летели на базу города Трнавы Словакии. К сожалению, из-за густых туманов пилот не заметил немецких зенитчиков, скрывающихся в густых лесных массивах. Вражеский снаряд попал в двигатель самолета, и он загорелся. Капитан В.К. Юрченко и старший лейтенант Г.Д. Пермисашвили попытались совершить посадку, но не смогли. Самолет потерял управление и взорвался над селом Гершпице - на Вышковску. Упал прямо у пруда, где и похоронили летчиков. После войны их останки перенесли в братскую могилу города Славкова. А памятник и сегодня находится у пруда...

В конце апреля во время выполнения боевого задания были атакованы мессершмитами еще 9 бомбардировщиков «Дуглас А-20» 453-го полка. И в этот день также стояла туманная весенняя погода, не благоприятствовавшая советским летчикам: они не заметили мессершмитов, которые летели за ними на высоте 2000 метров. В экипаже нашего самолета находились лейтенанты А.А. Ветров, О.И. Максимов, сержанты В.А. Ослопов и М. Отожанов. Двоим: Максимову и Отожанову удалось покинуть самолет, - остальные погибли от удара снаряда прямым попаданием в двигатель, машина рухнула на землю. Останки летчиков сначала были погребены на кладбище в Рупрехтове, затем кремированы и установлены с прахом на месте катастрофы у подножия памятника.

Тяжелые небесные бои в мае шли над старинным городом Славков, где когда-то против Наполеона воевал М.И. Кутузов. Здесь мессершмиты подбили еще два советских штурмовика «Ил-2». Экипаж одного из них в лице пилота Б.М. Голдина и воздушного стрелка В.Н. Большакова десантировался на улице Бучевской. Пилот пережил ранение левой руки и уже в конце апреля встал в строй, а стрелок погиб. Сегодня на месте этой катастрофы растут две могучие ели, посаженные местными жителями, мне удалось их фотографировать.

А второй самолет, подбитый рядом с бывшим кирпичным заводом за Славковым, в экипаже которого были пилот В.Ф. Корчин и стрелок П.А. Кудрин, сразу загорелся. Погиб стрелок, тяжелораненый пилот добрался до медсанбата, но на следующий день скончался от многочисленных серьезных ожогов. Похоронили его сначала в саду усадьбы Хауснера, позже перезахоронили, но где - до сих пор неизвестно...

При выполнении задания в районе Звоновице был подбит «Ил-2» 335-го штурмового авиаполка. К несчастью, парашют бортевого стрелка И.И. Мухи не раскрылся и он погиб. Не смог выбраться из горящего самолета и пилот Ф.П. Бородатый, он был похоронен у стены кладбища села Кжижановице, а позднее обрел пристанище у местного костела. 28 октября 1945 года на его могиле установили памятник, который в 2005 году заменили на новый, где выбито также имя стрелка И.И. Мухи. После освобождения села его, возможно, похоронили в Славкове, однако где именно - неизвестно...

Воздушные бои с немцами продолжались и в мае победной весны. Уверенно двигалась 6-я гвардейская механизированная танковая армия 5-го мехкорпуса в составе Первого Украинского фронта, сопровождаемая в небе советскими самолетами. Но немцы отчаянно сопротивлялись, не желая сдаваться. Они были везде: на крышах домов, в подвалах, в незаметных укреплениях, сооруженных в горах и лесах. Так, ими с башни замка в Товачове в районе города Пшерова был сбит самолет «Як-9 31». Имя пилота удалось выяснить только в 1972 году благодаря его ордену Красного Знамени с порядковым номером. Позже, 24 июня 1977-го, ему поставили памятник.

...Города Южной Моравии Пшеров и Зноймо связаны партизанами бригады Яна Жижки, где воевали люди разных национальностей. Советские штурмовики действовали в этих районах храбро, мешая немецким колоннам отступать в Германию. И здесь, недалеко от села Доленице, немцы сбили «Ил-2», который упал прямо на главную площадь села под названием Мирослав. Тела летчиков нашли только в 1981 году во время строительных работ. После эксгумации им поставлен памятник - тут же находятся урны с пеплом...

Эхо войны сказывалось и после ее завершения. Так, 18 июля 1945 года над лесным массивом Хжибских гор у села Цетеховице Кромежижского района, где воевала бригада Д.Б .Мурзина, из-за густых туманов столкнулись два самолета «Петляков-2», направлявшиеся из Вены в Москву на Парад Победы. В обоих летели Герои Советского Союза, приглашенные участвовать в празднике. Но, к сожалению, судьба распорядилась по-своему. Самолеты взорвались в лесах около горных массивов Влчака. Их обломки и останки пилотов нашли лишь в 1979 году, обнаружив следы неясного пожара. В настоящее время на месте трагедии находится камень-великан с нарисованным большим черным крестом. Тела летчиков покоились у главного входа на кладбище села Цетеховице, но позже, 25 января 1946 года, были перезахоронены в братской могиле в Брно.

На сегодняшний день все эти памятники сохранены в целостности и находятся в ухоженном состоянии. Я глубоко благодарна чешским патриотам Властимилу Шилдбергеру, Соне Голечковой и Иржи Новаку, которые занимаются исследованием мест боев в Моравии в 1945 году, публикуют книги о военных летчиках Красной армии, сражавшихся в этих краях. Спасибо им всем!

 

Миляуша ГОДБОДЬ.

Чехия.

 

Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: