Мама отца, Наталья Михайловна Калинина, работала парикмахером, бабушка, Елизавета Лузина, - на заслуженном отдыхе, пенсию не получала, так как всю жизнь работала в колхозе. Отец папы, Дмитрий Новиков, ушел из семьи, когда папа был еще маленький, поэтому о нем он совсем ничего не знал.
Учился папа в школе №6, затем в Сибайской автошколе. Будучи подростком, он начал работать учеником автослесаря. До призыва в армию устроился водителем на грузовую машину в ОРС при БМСК.
С 1969 по 1971 год служил в морской авиации Балтийского флота. Подвозил боекомплекты к самолетам. Два года службы в армии тоже прошли за баранкой. Папа вспоминал о том времени: гречневая каша только по праздникам, мороз, холод, когда ходил в караул, дежурство на кухне, и, конечно, друзья по службе.
После демобилизации папа вернулся в родной Сибай, устроился в Сибайское автотран10 ноября - День сотрудника органов внутренних дел РФ Римма МАХМУТОВА спортное предприятие водителем грузовой машины. Там же водителем автобуса трудился и старший брат Геннадий. После работы папа посещал вечернюю школу, чтобы получить аттестат о среднем общем образовании. А в 1974 году ему вручили удостоверение водителя 1-го класса.
Папа помогал брату по работе: ремонтировал автобусы, с утра, перед отправкой автобуса в рейс по маршруту, грел машину, проводил технический осмотр.
Некоторое время отец трудился в Коми АССР водителем грузовой машины в условиях Крайнего Севера.
Чуть позже отец познакомился с моей мамой, и 26 февраля 1974 года они поженились.
Мама после окончания Сибайского педагогического училища работала воспитателем в детском саду, а затем учителем начальных классов в школе №11 подхоза «Дружба» Башкирского медно-серного комбината. Отец также работал в подхозе. На грузовой машине возил грузы в Сибай, в ОРС, ездил в постоянные командировки по Башкирии и за ее пределы.
Мне папа всегда привозил что-нибудь из командировок: шоколад, арбузы, на Новый год - живые ели. Ездил на дальние расстояния в любую погоду: и в снег, и в дождь, и в гололед.
Отец очень любил технику и считал ее самым большим увлечением, хорошо знал устройство автомашин, с легкостью ремонтировал их, разбирал, как все устроено, чтобы транспорт не подвел во время рейса.
Папа ездил на многих машинах: КамАЗ, ГАЗ-51, ГАЗ-53, УАЗ, УРАЛ, автобусы ЛиАЗ, НефАЗ, был профессионалом своего дела. Его водительский стаж - 43 года, он был удостоен звания «ветерана труда». Когда папа рассказывал про машины или был занят ремонтом, у него горели глаза, он этим жил и был предан своей профессии «шофер».
Всегда помогал тем, кто просил найти причину поломки, мог ответить и объяснить словами (терминами мне, конечно, непонятными), как это работает и в чем причина неисправности. Если папа чегото не знал, он искал, читал журналы («За рулем» и др. литературу) и дальше пробовал понять на практике, сам разбирал машины и заново их собирал.
Долгое время папа работал в подхозе «Дружба» на КамАЗе. Это сложная машина, но он знал ее. Тот период я помню: пшеничные, кукурузные поля, комбайны, страда во время уборочной кампании, проселочная дорога, поля подсолнечника, поездки за грибами (шампиньонами), ягодами, на сенокос, собирали сено граблями, а потом уставшие и загорелые, но веселые ехали домой.
В ноябре 2018 года папа тяжело заболел, перенес две сложные операции, но держался до конца, не показывал, как ему невыносимо больно. Отец всегда был сильным человеком, любил жизнь. 3 ноября 2021 года папы не стало.
Оглядываясь назад и вспоминая, я понимаю следующие вещи. В этой жизни отец нашел свое дело - быть Шофером с большой буквы. Стать водителем автомашины мечтал с детства, и любовь к автомобилям он пронес через всю свою жизнь. Он был хорошим отцом, мужем, дедушкой, братом, другом, всегда помогал чем мог.
В нем была та сила и отношение к жизни, которые всегда меня поддерживали, помогали справиться с любыми сложностями.
Совет, который папа дал мне однажды: «Ничего не бойся в этой жизни». Он много испытал: и боль, и радость, и горечь потерь и разочарований, поэтому точно знал смысл слов: «Жизнь прожить - не поле перейти».
Наталья ХАБРИЗЯЛОВА.