+1 °С
Снег
Антитеррор
Все новости
Горожане
18 Ноября 2021, 10:12

Чтобы в стенах alma mater рождались яркие педагогические идеи!

В преддверии самого молодого праздника - Дня преподавателя высшей школы, который будет отмечаться 19 ноября, - предлагаем вниманию беседу с кандидатом педагогических наук, доцентом, зав. кафедрой педагогики и психологии педфакультета, ученым секретарем Ученого совета Сибайского института БашГУ Лилией  Радифовной ФАЙЗУЛЛИНОЙ. К тому же сегодня у нее - замечательный юбилей!

Чтобы в стенах alma mater рождались яркие педагогические идеи!
Чтобы в стенах alma mater рождались яркие педагогические идеи!

Год науки и технологий

Чтобы в стенах alma mater рождались яркие педагогические идеи!

 

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подписал приказ об установлении Дня преподавателя высшей школы. Он будет отмечаться 19 ноября.

Эта дата не случайна: именно 19 ноября родился основатель Московского государственного университета Михаил Ломоносов.

"Преподавать - означает не только передавать знания, но и заинтересовать, разбудить стремление к новому, научить правильно задавать вопросы и находить ответы. Во все времена задачей преподавателя было вдохновить и разжечь любознательность, верно направить и помочь достигнуть амбициозных целей", - сказал Фальков.

Новый профессиональный праздник, по мнению министерства, поможет повысить престиж профессии преподавателя высшей школы. В преддверии самого молодого праздника мы беседуем с кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующим кафедрой педагогики и психологии педфакультета, ученым секретарем Ученого совета Сибайского института (филиала) БашГУ Лилией  Радифовной ФАЙЗУЛЛИНОЙ,  имеющей 15-летний стаж преподавательской деятельности в вузе и которая 18 ноября отметила свой замечательный юбилей.

- Лилия Радифовна, когда и почему вы решили стать преподавателем? Что вас больше привлекает в вашей профессии?

- Когда я еще была дошкольницей и ходила в детский сад «Светлячок», мне очень хотелось быть воспитательницей, как Любовь Александровна, которую мы очень любили. Дома постоянно играла в «в садик»: с указкой в руке проводила занятия для своих игрушек. Если вдруг они «не слушались», то грозилась отвести их к заведующей. А когда пошла в школу №1, мечтала стать учительницей, как Валентина Павловна, которую мы обожали за доброту, ласковое, с любовью, отношение к нам, детям.

Но самую главную роль в определении моей профессии, конечно же, сыграла моя мама – заслуженный учитель РБ Нурия Мугиновна Яныбаева, которая отдала обучению и воспитанию детей 50 лет своей жизни!

Так что преподавателем я стала не на пустом месте, примеров было много и для подражания, и для принятия решения в выборе своего профессионального будущего.

После окончания школы в 1989 году поступила в Башкирский государственный педагогический институт, чтобы осуществить свою мечту. С дипломом учителя начальных классов вернулась в родной город и начала работать в школе №12, где меня очень тепло принял весь педагогический коллектив. С огромной благодарностью и теплом вспоминаю моего первого директора В.Н. Шингарова, завучей Л.А. Нагаеву, Н.В. Шалаеву и многих других, которые стали моими истинными наставниками!

Работая в школе, защитила в г. Москве кандидатскую диссертацию и в 2006 году пришла работать в Сибайский институт, где мне снова очень повезло с коллективом и до сих пор везет!

Преподавательская деятельность – живая работа, интересная. Я не могу представить себя больше ни в одной профессии, очень дорожу ею, ценю наш сплоченный коллектив, люблю студентов нашего института.

- Какую задачу, кроме преподавания педагогики, вы ставите перед собой?

- Я думаю так, современный человек должен быть менеджером самого себя и своего коллектива. Он должен обладать элементарными финансовыми знаниями. И еще умением коммуницировать с окружающими, потому что сейчас любой большой проект, который ты делаешь, подталкивает к выстраиванию общения с людьми. И еще нужны инновация, т.е. создавать новое , а на его основе - новые технологии, которые будут менять в лучшую сторону нашу жизнь, и взаимодействие человека с миром. Человек институтский - тот, кто преобразует среду вокруг себя.

- Как вы повышаете интерес и мотивацию студентов для активного изучения вашего предмета?

- Я всегда говорю, что надо просто любить детей! Лучше этих маленьких созданий нет никого и ничего. Постоянно говорю о необходимости профессионального роста, развития. Особенно сегодня, когда есть такие возможности, как онлайн-курсы, сертификации. Просто время широких возможностей!

- Опишите портрет современного преподавателя.

- Преподаватель вуза должен быть не просто педагогом, а наставником, координатором, куратором, который,  коммуницируя со студентами, помогает им осознать свое профессиональное самоопределение, сформировать четкие профессиональные планы, а также успешно освоить будущую сферу деятельности и стать настоящими профессионалами в выбранной сфере. Сегодня наша молодежь просто нуждается в преподавателях, которые имеют разнообразные личностные, профессиональные качества, индивидуально-личностные особенности,  и занимающих активную жизненную позицию, тем самым вовлекающих их в образовательный процесс.

- В чем заключаются сложности дистанционного обучения и как их можно преодолеть? Какие плюсы онлайн-обучения?

- На сегодняшний день проведение дистанционного формата обучения не страшит преподавателя вуза, нет вопросов к компьютерной грамотности, технологическим навыкам, нет технических проблем. Дистанционное обучение – это веление времени, и у него много преимуществ, например, проходить обучение при наличии интернета можно в любом удобном месте. Но далеко не все профессии можно освоить и практиковать дистанционно. Большим минусом, например, при ведении методических дисциплин, оказывается отсутствие очного взаимодействия между преподавателями и студентами, находясь в аудитории, обучающиеся имеют возможность общаться друг с другом и педагогом напрямую: мгновенно реагировать, делиться опытом, отрабатывать применение тех или иных педагогических методов и средств на аудитории и тут же получить оценку своим действиям, шутить и устанавливать невербальный контакт, укрепляя социальные навыки.

- Гордитесь ли вы своими студентами? Чему они вас научили? Изменились ли студенты, их образ, их отношение к alma mater по сравнению с вашим выпуском? К чему должен быть готовым будущий студент?

- Студенты Сибайского института - особая категория студентов, таких больше нет нигде! Замечательная молодежь: целеустремленная, рассудительная, сейчас в ее среде редко встретишь беззаботного весельчака, она идейная, с рассуждениями о смысле жизни, умеющая планировать каждое свое действие. Конечно, отличается от студентов моего поколения, но именно этим и интересна! И сегодня, при дистанционном обучении, моих студентов мне так не хватает!

Действительно, общение с ними – это взаимовыгодный процесс, я многому у них учусь. С латыни слово «studens» переводится как «усердно работающий человек, занимающийся работой и учебой». Многие наши студенты параллельно с учебой работают, некоторые получают сразу два высших образования, и большинство все прекрасно успевают. Я учусь у них мобильности.

Хочется сказать о студентке 5 курса нашей кафедры педагогики и психологии Сулпан Байгалиной, которая дважды участвовала во Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов (работ) «Профессиональное завтра», организованном сетью Ресурсных учебно-методических центров вузов России, при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ для обучающихся с особыми потребностями, и дважды занимала первые места (читатели, наверное, помнят ее по многим публикациям в печати и репортажам телевидения. У нее я учусь выносливости, внутренней устойчивости, преодолению жизненных трудностей! И таких примеров можно привести много. Каждый студент – личность, и каждый тебя чему-то может научить.

- Какие возможности предоставляет СИ БашГУ для студентов, помимо учебы?

- Научная работа, активная социальная, культурная, спортивная жизнь. Сейчас активно развивается волонтерство. Как в каждом вузе, у нас много интересных инициатив, участие в которых, помимо саморазвития, дает ощутимый результат - это повышенные академические, именные стипендии, оздоровление, поддержка при осуществлении своих проектов.

- А какими были ваши студенческие годы?

- Наверное, каждый из нас вспоминает годы своего студенчества с особым трепетом, то чудесное время, которое каждый человек навсегда оставляет в своей памяти. Мои студенческие годы проходили в лихие 90-е. Несмотря на трудности, которые переживала страна, они окрашены для меня неповторимым колоритом! Например, общественное житие! Мои условия проживания, конечно, не идут ни в какое сравнение с проживанием студентов Сибайского института! Мы жили по 7-8 человек в комнате, все удобства в конце коридора для всего этажа, две плиты на 30 комнат. Познали все прелести талонной системы, пили фенольную воду, ходили на переговорные пункты и выстаивали огромные очереди, чтобы поговорить с родителями! И все равно было очень весело! Мы посещали театры и кинозалы, с песнями ездили помогать колхозам в уборке урожая, до ночи сидели в библиотеках, занимались в капелле, ездили с выступлениями по организациям и многое другое – незабываемое время!

- Как вы проводите свободное время?

- Его катастрофически не хватает, его просто нет! И если оно вдруг выпадает, то я, конечно, стараюсь проводить его с мамой, детьми и мужем, и лучше всего его проводить на природе.

- Сибайский институт … какой он? 

- Я очень горжусь нашим институтом!

Сегодня он является достаточно мощным образовательным и научным центром: современные учебно-лабораторные корпуса и благоустроенные общежития, спортзалы, стадион, хоккейная коробка, собственный редакционно-издательский центр, студенческое телевидение. А посмотрите, как наш институт красив в оформлении: продуман стиль каждого этажа, каждого факультета. Кто бы не заглянул в наш вуз, остается в полном восхищении от барельефов, панно, бюстов, музеев внутри здания: студентов и преподавателей должна окружать эстетика. Такая воспитательная политика была заложена директором З.Г. Ярмухаметовым, продолжена А.С. Валеевым и сегодня бережно хранится И.С. Хамитовым.

У нас сложились научные школы, которые готовят кадры высшей квалификации для образовательного процесса института. Их возглавляют д.э.н, профессор А.А. Барлыбаев, д.э.н, профессор И.А. Ситнова, д.б.н, профессор С.И. Янтурин, д.пед.н. А.С. Валеев, д.б.н, академик Я.Т. Суюндуков. Преподаватели вуза активно участвуют в федеральных и республиканских научных конкурсах и грантах.

В этом году на базе кафедры педагогики и психологии в целях повышения интенсивности научно-исследовательских разработок, организации повышения квалификации и переподготовки специалистов в области психологии, производства психологических и социально-педагогических экспертиз под руководством к.пед.н. А. В. Поминова открылась «Научная лаборатория комплексных исследований коммуникативных импульсов». На ее базе свои исследования будут вести не только преподаватели кафедры, но и студенты при написании курсовых и дипломных работ и проектов.

Молодой, но богатый по содержанию, перспективный и целеустремленный вуз. В планах руководства очень много интересного, нового и креативного.

- И напоследок, традиционный вопрос: что бы вы хотели пожелать себе, коллективу и сегодняшним студентам?

- Всему профессорско-преподавательскому составу СИ БашГУ в этот первый профессиональный праздник хотелось бы пожелать, чтобы в стенах любимой альма-матер рождались яркие педагогические идеи, способные обеспечивать и опережать запросы времени и общества. Новых научных открытий, перспектив в работе, достижения поставленных целей, пытливых студентов, готовых следовать вашим идеям.

Нашим студентам пожелаю радости от учебы, получения знаний, приобретения любимой профессии. И знать ценность студенческой поры, не растрачивать ее по пустякам! Берегите время, отведенное вам на учебу, осваивайте новые технологии, будьте жадными до новых знаний. Мы живем во время стремительного развития всего вокруг, так не застревайте же в прошлом, делайте будущее уже сегодня! Всем здоровья, неиссякаемой энергии, семейного благополучия и стабильности.

- Спасибо, Лилия Радифовна, за интересную беседу. С юбилеем вас!

 

Рауля ХАСАНОВА, 

руководитель пресс-службы СИ БашГУ.

 

Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: