+18 °С
Ясно
Антитеррор
Все новости
Год памяти и славы
21 Сентября 2020, 12:40

Мама, ты за меня не переживай

Фронтовые письма Самигуллы Хуснутдиновича АХМЕРОВА, написанные латинской графикой, многие годы хранила родная сестра Сабиля, потом они перешли племяннику Фариту, который передал копии в музей. Самигулла Ахмеров родился в 1919 году в селе Кашкарово Матраевского (ныне Зилаирского) района. В начале войны его призвали на службу. Отец его Хуснутдин был репрессирован в 1937 году, как единоличник, не вступивший в колхоз. И как выяснилось, в 1939 году был расстрелян.«Дорогая мама, братишка Забихулла, сестры Сабиля и Самсиниса, и всем, кто меня спрашивает, передаю огромный привет, очень скучающий по вам сын Самей. Мама, как вы поживаете? Есть ли у вас кушать? Раз нет коровы, то нет молока, хоть колхоз вам чуть-чуть дает? Я по этому поводу очень переживаю. Если еще и Забихуллу заберут на фронт, вам будет очень трудно. Если обо мне, то у меня все хорошо, служба идет нормально. Жив, здоров, обо мне не переживайте. Буду жив, свидимся еще. Ленинградская обл. г. Волхов. 23 сентября 1941 года».Как и предвидел в письме Самигулла, в начале октября в армию ушел и его 19-летний брат Забихулла, который работал в колхозе. Их мама Зулькагиза осталась с двумя дочками. Ей с клеймом «враг народа» жить было сложно.«Здравствуй, дорогая моя, самая любимая мамочка! Посылаю тебе пламенный привет от всего своего молодого сердца. Как поживаете? Когда мы переехали в это новое место, я написал вам подряд три письма. Прошло почти два месяца, но от вас ни одного письма так и не было. Почему не пишете, или забыли обо мне, мои письма до вас доходят? От брата Забихуллы получил 4 письма, он мои тоже получает. Очень прошу вас, пишите, пусть Сабиля пишет.Я служу хорошо. Жив, здоров, есть небольшое ранение, но это не страшно. За меня не переживайте, буду здоров, вернусь. До свидания. Самигулла. СССР, Горьковская обл., г. Муром. 8 июля, 1942 года».

Фронтовые письма Самигуллы Хуснутдиновича АХМЕРОВА, написанные латинской графикой, многие годы хранила родная сестра Сабиля, потом они перешли племяннику Фариту, который передал копии в музей.
Самигулла Ахмеров родился в 1919 году в селе Кашкарово Матраевского (ныне Зилаирского) района. В начале войны его призвали на службу. Отец его Хуснутдин был репрессирован в 1937 году, как единоличник, не вступивший в колхоз. И как выяснилось, в 1939 году был расстрелян.
«Дорогая мама, братишка Забихулла, сестры Сабиля и Самсиниса, и всем, кто меня спрашивает, передаю огромный привет, очень скучающий по вам сын Самей. Мама, как вы поживаете? Есть ли у вас кушать? Раз нет коровы, то нет молока, хоть колхоз вам чуть-чуть дает? Я по этому поводу очень переживаю. Если еще и Забихуллу заберут на фронт, вам будет очень трудно.
Если обо мне, то у меня все хорошо, служба идет нормально. Жив, здоров, обо мне не переживайте. Буду жив, свидимся еще. Ленинградская обл. г. Волхов. 23 сентября 1941 года».
Как и предвидел в письме Самигулла, в начале октября в армию ушел и его 19-летний брат Забихулла, который работал в колхозе. Их мама Зулькагиза осталась с двумя дочками. Ей с клеймом «враг народа» жить было сложно.
«Здравствуй, дорогая моя, самая любимая мамочка! Посылаю тебе пламенный привет от всего своего молодого сердца. Как поживаете? Когда мы переехали в это новое место, я написал вам подряд три письма. Прошло почти два месяца, но от вас ни одного письма так и не было. Почему не пишете, или забыли обо мне, мои письма до вас доходят? От брата Забихуллы получил 4 письма, он мои тоже получает. Очень прошу вас, пишите, пусть Сабиля пишет.
Я служу хорошо. Жив, здоров, есть небольшое ранение, но это не страшно. За меня не переживайте, буду здоров, вернусь. До свидания. Самигулла. СССР, Горьковская обл., г. Муром. 8 июля, 1942 года».
«Здравствуй, любимая моя мамочка и дорогие сестреночки! Мама, посылает тебе пламенный и скучающий привет твой сын, армеец Самей.
Я, наконец-то получил от вас письмо, написанное в июне. Так обрадовался, как будто с вами увиделся. С братом переписываемся, хоть служим в разных местах. Очень было жаль дядю, который погиб на фронте. Когда читал про это, слезы текли ручьем.
Был рад тому, что вы посадили картошку. Это очень хорошо. Есть ли у вас корова? Напишите про это. И обрадовался тому, что у вас нет никаких долгов. Я рад, что вы здоровы. Я сам служу хорошо. Очень сильно соскучился, хочу вас увидеть, обнять. Лишь бы довелось с вами увидеться. Будем здоровы, свидимся, вернемся еще. За нас не переживай. До свидания. Горьковская обл. г. Муром. 11 июля, 1942 года».
«Дорогая и любимая мамочка! Я получил от вас письмо, написанное 13 сентября. Как будто увидел и поговорил с вами. Написали, что сестренка Сабиля устроилась кладовщицей. Как она там работает, сможет ли? Пусть старается.
Напишите про Кутлугалям агай, в какое место он ранен? Давно ли вернулся? Уродилась ли картошка? Картошку не продавайте, сами понимаете.
Напишу о себе. У нас идут тяжелые учения. Учимся кататься на лыжах по черной земле. Я сам автоматчик. 10 дней учимся, потом в поход на 50-80 км. Спать не дают. Здесь мы будем стоять до конца декабря. За меня не переживайте. Буду здоров, свидимся. До свидания. Ваш сын Самей. 22 сентября, 1942 года». Это письмо он написал из Казани. В одном углу письма есть печать «Просмотрено цензурой».
«Дорогая мама! Пишет тебе скучающий сын Самей, который очень хочет приехать и увидеть вас. Посылаю огромный привет двум сестренкам, сестре Сарбиямал. Как поживаете? Как обстоят дела с едой? Колхоз как-то помогает? Если нет урожая, наверное, тяжело с пропитанием? Как Сабиля, она все еще работает кладовщицей? Устроилась в очень опасное место. Разве нет другой работы?
Хочу написать несколько слов о себе. Жив - здоров, все еще учения продолжаются. С утра до вечера на лыжах, нет покоя. Про сон даже не думаем. В полном обмундировании в поход за походом. И ночью, и днем. Очень тяжело, но мы терпим. Новый год отметили. Прочли лекцию. Соревновались на 10 км, я пришел первым. Подарили платочек. Скоро на фронт.
Мама, ты за меня не переживай. Если буду здоров, то обязательно вернусь. Желаю вам здоровья и до свидания мама! Кто вернулся, кто нет, напишите об этом. ТАССР, Казань. 2 января 1943 года».
Трагична была судьба и сестренки Сабили, которая работала кладовщицей на складе колхоза. Это была опасная работа, которую никто не соглашался выполнять. В голодный год кто-то умудрился пробурить пол кладовки, и крал потихоньку зерно. Весной, когда начали взвешивать остатки, зерна не хватило. Шестнадцатилетнюю Сабилю осудили на 10 лет.
Самигулла Ахмеров пропал без вести в марте 1943 года, ему было всего 24 года.
Разиля ИШБУЛАТОВА,
главный хранитель Сибайского музея.
Читайте нас: