Славные имена героев-земляков
Партизанский командир Даян Мурзин
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей статью о славном сыне Башкортостана, легендарном партизанском командире Даяне Мурзине. Ее автор - наша землячка, в прошлом активный внештатный корреспондент газеты «Сибайский рабочий» Миляуша Годбодь (Кульмухаметова), которая ныне проживает в Чехии. Исследовав боевую биографию героя «изнутри», в местах действия возглавляемой им интернациональной бригады, она написала об этом книгу.
2021 год богат на значимые даты и юбилеи. Среди них - 80-летие начала Второй Мировой войны, 100-летие со дня рождения Национального Героя Чехословакии Даяна Фаткелбаяновича Мурзина - отважного командира 1-й Чехословацкой интернациональной партизанской бригады имени Яна Жижки.
Д.Ф. Мурзин - почетный гражданин села Бакалы (Бакалинский район Республики Башкортостан), где находится посвященный ему музей, и г. Уфы.
Он кавалер 86 орденов и медалей СССР и Чехословакии: награжден двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красного Знамени, Чехословацким военным орденом "За свободу", орденами Словацкого национального восстания, Военным крестом I степени, орденами "За свободу Чехословакии", Красного Знамени (Чехословакия), Серебряным мечом от муниципалитета г. Злина и многочисленными медалями.
Высшим военным орденом Чехословакии - боевым Крестом - Д.Ф. Мурзин награжден еще 28 сентября 1944 г. Тогда же ему присвоили воинское звание "майор", а в 2000-м в связи с 55-летием Победы над фашизмом - звание полковника посмертно (как и первому командиру бригады Яну Ушияку). До развала социализма в городе Злине была улица Майора Мурзина.
Родился наш земляк-герой 20 января 1921 г. в д. Старые Балыклы Бакалинского района Башкирии. Свой рассказ о бесстрашном воине-освободителе хочу начать с его родословной, которая ведет в XVIII век. Прапрадедушка Д. Мурзина Ибатулла (1787) пришел в башкирские края из Тамбова. Его сын Бикмурза родился в 1818 г., сын Бикмурзы - Галлямутдин (1850), сын Галлямутдина - Фаткелбаян (1883). Дальше идут Даян Факелбаянович (1921), его сын Игорь (1957), дочь Игоря - Альбина, дочери Альбины - Карина и Маргарита...
Как пишет в своем очерке уроженец д. Старые Балыклы Риф Калимуллин, "отец Фаткелбаян Галлямутдинович (1883-1971) был веселым, мудрым, грамотным человеком. Односельчане называли его любя «Фаткушем». В 30-е в родной деревне он создавал колхоз "Совет" и стал его первым председателем. Был женат на Фатиме Хасановне (1883-1969) из образованного рода Еники".
В семье росли шестеро сыновей и дочь, двое из детей еще до войны умерли из-за несчастного случая. Отец очень рано научил мальчишек скакать на коне, заниматься на турнике, плавать, хорошо бегать, чтобы они росли физически сильными и выносливыми. Привил навыки распознавать съедобные корешки и лекарственные растения, косить сено, заготавливать дрова, пахать землю. Он считал, что крестьянские дети должны уметь все. Вот в такой простой, работящей семье вырос Д.Ф. Мурзин.
В детстве Даян отличался смелостью и смекалкой. Его самым близким другом был Рхулбаян Шарафутдинов, который после войны стал учителем Ахмановской средней школы Бакалинского района. Однажды после купания в реке Сюнь, совсем мокрые, мальчики сели на лошадь и помчались в деревню. Вдруг на перекрестке кто-то им громко крикнул: "Стой!". Смотрят: впереди идет телега. А там мужчина с маленьким ребенком. Что делать? Конь летит стрелой, вот-вот столкнется с повозкой. Когда поравнялись, Даян спрыгнул на телегу и остановил скачущую лошадь. Это было сделано за несколько секунд, поэтому все удивились! Кто-то громко воскликнул: "Вот это Чапай!". Так все и стали потом его называть - как героя гражданской войны Василия Чапаева.
В 1927-1937 гг. Даян учился в начальной школе д. Ахманово, затем в Старо-Куручевской и Туймазинской школе №1, заочно закончил Бакалинскую вечернюю среднюю школу. Он любил все предметы,особенно математику. В 1937-1939 гг. заочно учился в Кушнаренковском педучилище. Далее работал учителем в д. Катаево, но недолго - молодого специалиста назначили директором Туктагуловской неполной средней школы (1938), а в 1939-м ему пришла повестка на прохождение военной подготовки в Уфе, которая дальше продолжалась в Ленинграде. Провожая сына, Фаткелбаян Галлямутдинович пожелал ему стать первым хорошим командиром из деревни Старые Балыклы.
В 1940 г. Д. Мурзин стал курсантом Рижского военного училища, служил помощником командира взвода в 10-й стрелковой дивизии Прибалтийского военного округа. Здесь ему сильно пригодились физические тренировки отца, и он был благодарен ему за это.
Когда началась война, из семьи Мурзиных на фронт ушли братья Кашбутдин (1901), Нурлыгаян (1903), Галяутдин (1907), Даян (1921), Рамазан (1925) и муж сестры Сажиды - Имамгали, всего 6 человек.
Кашбутдин был танкистом и погиб смертью храбрых уже в начале войны, Нурлыгаян пропал без вести, пришла похоронка и на Имамгали. Как выяснилось позже, Нурлыгаян попал в плен, а от Даяна не было вестей с 1941-го. К счастью, в ноябре 1943 г. его случайно увидел на параде в освобожденном Киеве земляк из Башкирии и сообщил родителям, что их сын жив-здоров.
Война застала Д. Мурзина в Рижском училище. Курсанты воевали за родную землю и старались не пустить врага. Но противник был сильный, опытный и хорошо вооруженный. В штыковой атаке Даяна тяжело ранило в шею, их осталось всего 9 человек. Помог старик-латыш - отвез его в Рижскую больницу, где лежали и немецкие, и советские солдаты. Здесь он познакомился с морским пехотинцем Иваном, с которым потом сбежали к белорусским партизанам, чтобы не попасть в концлагерь. Их приняли в отряд "За Родину!", Даяна назначили командиром разведчиков и стали называть "Юрием Васильевичем" (тогда было принято переименовывать так на русский лад). 1942-й год они встретили успешными диверсиями против фашистов.
Даян Фаткелбаянович хорошо знал башкирский и татарский языки, понимал также казахский, узбекский, кирзизский. Это помогло ему стать в Ямполе агентом штабной роты Туркестанского легиона, состоявшего из представителей народов Средней Азии. Связавшись с бывшим лейтенантом Красной Армии казахом Курамысовым, он достал ценные данные о дислокации легиона, узнал о подпольной организации легионеров в Берлине под руководством татарского поэта Мусы Джалиля. В качестве агента работал с августа 1942 по август 1943 гг. Во время одной операции попал в засаду и был тяжело ранен - немецкий снайпер выстрелил ему прямо в ногу. Его отправили самолетом лечиться в Москву, где одновременно учился в специальной школе. После ее окончания разведчик Мурзин под скрытым именем Армедис Стакос снова вернулся в Туркестанский легион, где ему удалось перевести 825-й батальон на сторону белорусских партизан. Перед тем, как уйти, легионеры убили 74 немецких офицера, передали партизанам 1000 винтовок, 100 пулеметов, 26 грузов с продуктами питания, медикаментами, обмундированием.
Подпольная работа Мурзина в Донбассе продолжалась до 1943 г. О его деятельности в тылу врага бывший коммунист-подпольщик Донецка А.И. Холин, хорошо знавший Даяна Фаткелбаяновича, написал в книгах "Страницы летописи Донецкого коксохимического комбината» (2003), "Моя родная Рутченковка" (2010).
Сегодня в Донецке на здании, где располагался Туркестанский легион, установлена мемориальная доска с надписью: "Здесь в годы оккупации Кировского района действовал разведчик Красной Армии - Национальный Герой Чехословакии Мурзин Даян Баянович".
Далее Мурзин учился в разведшколе в г. Бердянск-Осипенко, с декабря 1943 по апрель 1944 гг. воевал на территории Винницкой и Одесской областей Украины и Молдавии. Здесь он организовал «отряд имени В.М. Молотова» с численностью 350 человек, установил связь с местной подпольной организацией. "Народные мстители" громили живую силу и технику врага, освободили села и города от немецкой оккупации, не дали увезти в концлагеря Германии тысячи людей, угнать скот и др. - об этом написал в своей книге "Партизаны Молдавии (1954) писатель Д.Д. Елин.
В третьей разведшколе Даян Фаткелбаянович учился в интернациональном киевском Святошино, вместе с чехами и словаками. Их педагогами были члены III Интернационала коммунисты Клемент Готвальд, Ян Шверма, Маркус Вульф, Долорес Ибаррури, Морис Торез, П.Тольятти и др. В 1941-1943 гг. спецшкола работала у нас в Башкирии в с. Кушнаренково, затем была перенесена на Украину. Из Кушнаренково в Святошино ушли и 15 чешских и словацких патриотов,в том числе первый командир партизанского отряда имени Яна Жижки Ян Ушияк, с которым Мурзин подружился.
Учеба в спецшколе закончилась в конце августа 1944 г. Первая группа разведчиков из 13 человек с командиром Яном Ушияком десантировалась в Склабине ночью 12 августа, а вторая, из 8 человек, - ночью 31 августа, во главе с начальником штаба и советником командира Даяном Мурзиным. Как видно, 14 человек из 21 были чехами и словаками.
В Склабине отряд Ушияка-Мурзина стал называться «1-й Чехословацкий партизанский отряд им. Яна Жижки». Он пополнился за счет патриотов из окружающих деревень, люди относились к партизанам, как к своим освободителям, помогали им чем могли. Об этом в своей книге "Слово о словацком восстании" Генеральный секретарь Чехословацкой Компартии Густав Гусак написал: "... новые отряды возникают в первую очередь вокруг советского офицера. Эти командиры хорошо знают партизанскую борьбу, которая разворачивается в Словакии".
"Валашский народ был нашей опорой, делился последним куском хлеба, защитил нас от голодной смерти, - сказал во время народного митинга в г. Всетине в 2002 г., вспоминая это время, Даян Мурзин. - Вы, словаки, золотой народ, спасибо вам!»
29 августа 1944 г. в Словакии началось Национальное восстание, где принимали участие 20 тыс. партизан и 60 тыс. повстанцев. Включились и отряды Ушияка-Мурзина, "Высокие Татры" нашего земляка из Мечетлинского района Вафы Ахмадуллина. Партизаны с именем Яна Жижки воевали за города Врутки, Мартин и Стречна, многие были тяжело ранены, погибли.
А 10 сентября 1944 г. отряд получил приказ за подписью генерала Т.А. Строкача перейти границу Моравии. В Центре торопили, партизаны своими действиями должны были ослабить силу врага до наступления Красной Армии.
Пытались пересечь границу дважды. 25 сентября было военное столкновение с немцами, где погибло более 200 партизан. Мурзин разделил отряд, решив двигаться меньшими группами. Попытка удалась. Первая группа из 30 человек под его командованием ночью с 28 на 29 сентября под проливным дождем без потерь перешла рубеж. Дорогу показал учитель-подпольщик из Челадна Гаша Ташиновский. От Малых и Велких Карловиц до Моравы партизаны шли пешком и устроились на горе Княгиня, высота которой 1257 метров! По дороге им нельзя было курить, смеяться, громко разговаривать и жечь костер. После них границу пересекли и остальные группы. А через неделю Мурзин встретился с "вольфрамовцами" - английскими парашютистами чешского происхождения, с которыми решили вместе воевать против общего врага - фашизма.
2 октября 1944 г. агент гестапо Ян Дворжак повел Ушияка и Мурзина в засаду, где оба были ранены. Командир Ян Ушияк покончил с собой, а Мурзина спрятал лесник Инджих Ткач, который выкопал для него в лесу бункер. Однако он не смог каждый день ходить к раненому, так как сидел на домашнем аресте. В ноябре с целью уничтожения отряда немцами была организована крупная карательная операция "Татра": искали партизан в горах и лесах, казнили их помощников. В ней участвовали 13 тыс. гитлеровцев. Они называли партизан "бандитами".
Когда кончилась еда и появились вши, загноилась рана на ноге, Даян Фаткелбаянович, разбив компас, сделал сам себе операцию и благодаря этому остался жив.
Миляуша ГОДБОДЬ (КУЛЬМУХАМЕТОВА).
Чехия.
Фотографии из архива автора.
(Продолжение следует).