+29 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости

Три войны моего отца

Спустя много лет в связи с событиями на Украине в политический обиход вновь вошли определения - «бандеровцы», «бандеровщина», а мне на ум приходят воспоминания об отце - Анваре Исмагиловиче Мухаметове. В свое время он был непосредственным участником тех уже далеких событий, хотя его армейская служба начиналась в Заполярье.

Три войны моего отца
Три войны моего отца

Его призвали в армию накануне Финской войны, а когда война началась, - с учетом его среднего специального образования (Магнитогорский техникум) он был направлен на краткосрочные курсы младших командиров. Так отец стал кадровым военным и попал на Северный фронт. Воевал в разведке в странах Скандинавии и в Заполярье до окончания Великой Отечественной. Судьба сложилась так, что после войны его направили служить в Закарпатье, на пограничную заставу Западной Украины, где продолжались боевые операции с бандеровскими отрядами.

В один из отпусков в гостях у родственников отец познакомился с моей мамой Лялей Вакилевной Зайнигабдиновой. Они поженились и уехали по месту папиной службы уже семьей. Мама была зубным врачом, и в военном гарнизоне работы ей хватало. Так что я родился в медсанчасти пограничной заставы в тот бандеровский период.

В памяти остался один из эпизодов той поры, о нем в свое время часто вспоминали родители. Когда мне было «уже» два года, мне купили новый трехколесный велосипед, катание на котором стало моим любимым увлечением. Каким-то образом я на этом велосипедике умудрился выехать за пределы заставы на улицу деревни и поехал по ней. Мое исчезновение заметили не сразу, а когда папа увидел, что меня нет, поднял по тревоге заставу и меня кинулись искать, ведь основная масса жителей деревни поддерживала тех, с кем воевали пограничники. А я в это время спокойно катился по деревенской улице все дальше и дальше. Когда меня увидели, я уже был почти в километре от заставы. Мама рассказывала, что была на грани нервного срыва…

В 1952 году, в звании капитана, отца комиссовали с военной службы по состоянию здоровья. Выявилось это при медосмотре, когда он подал документы на поступление в Академию погранвойск. Сказались рейды по тылам противника в военные годы в условиях северных морозов. Родители приняли решение жить и работать в Сибае.

Жили первые годы у деда Вакиля. Отец устроился на работу в конструкторское бюро Башкирского медно-серного комбината, а мама - зубным врачом в городскую больницу, которая располагалась в то время на Первом участке.

Отец заочно окончил Магнитогорский горно-металлургический институт, он проработал на комбинате до 1986 года, на пенсию вышел в 67 лет с должности начальника проектно-конструкторского отдела БМСК. До перевода в структуру управления комбината долгое время трудился главным механиком обогатительной фабрики.

За период производственной деятельности на БМСК он разработал и внедрил более 20-ти рационализаторских предложений, постоянно «курировал» рационализаторскую деятельность своих подчиненных.

При непосредственном участии Анвара Исмагиловича был проведен комплекс работ по строительству третьей очереди обогатительной фабрики, реконструкции дробильного и фильтровально-сушильного отделений, внедрению на руднике скиповой подъемной установки.

Отец имел награды - медали и орден «Отечественной войны» за участие в боевых действиях и в связи с памятными датами Великой Отечественной войны.

Самой характерной его чертой была скромность. Это подчеркивали все, кто его хорошо знал, а таких на комбинате и в городе было много. Он всегда старался воздерживаться от публичной демонстрации мнений и оценок, но дело свое знал, и это всегда в нем ценили. До сих пор те, кто знал отца, вспоминают его как очень грамотного, профессионального и порядочного человека.

Отец умер в саду под яблоней 18 июля 1991 года - остановилось сердце.

Когда в городе зародились коллективные садовые товарищества, он получил участок в первом саду, и садово-огородное творчество стало его «хобби». На своем участке он проводил все свободное время. Кстати, появление садов в степном городке сделало увлеченными садоводами очень многих горожан, живущих в многоквартирных домах.        

 Он был похоронен 21 июля, в День металлурга. Тогда это был профессиональный праздник БМСК, и те, кто прощался с ним, обратили на это внимание и посчитали символичным. А ровно через месяц страны, за которую он прошел фактически три войны, - не стало. Он прожил в той, своей стране, за которую воевал, 72 года, и, может, к лучшему, что не узнал о событиях, случившихся через месяц после его ухода из жизни…

Главным духовным наследием отца стал тот высокий нравственный потенциал, который он пронес через всю свою жизнь и постарался передать нам, своим прямым потомкам. Теперь время нашей ответственности перед детьми и внуками. Деды и отцы, родители создавали и развивали наш город, а мы должны сделать все возможное, чтобы он и дальше процветал и развивался.

Вспоминая длительный военный период в жизни отца, невольно выхватываешь из глубин подсознания рассказы об участии в той воистину Великой и Отечественной своих других родственников. Папина сестра, моя тетя, - Рашида Исмагиловна Калмыкова - ушла на фронт добровольцем после окончания медицинского училища. Рассказывала, что выносила с передовой раненых бойцов, служила в прифронтовых медсанбатах до конца войны, прошла со своей медсанчастью несколько стран Европы, вместе с наступавшими войсками. Ушла из жизни, когда ей исполнилось 80 лет, до выхода на пенсию так и работала медсестрой.

Трагически сложилась военная судьба моего дяди, старшего брата моей мамы Явдата Вакилевича Зайнигабдинова. Мама и ее родители, мои дедушка с бабушкой, всегда вспоминали о нем как об очень позитивном и подающем надежды молодом человеке, он хорошо учился, был активным комсомольцем. Его призвали в армию 12 апреля 1941 года и направили служить в город Житомир на Украину. Дедушка с бабушкой получили от него одно письмо с фотографией в форме рядового Красной армии. Эту фотографию я помню очень хорошо, увеличенная, она висела в рамке на самом почетном месте.

С началом Великой Отечественной войны связи с ним больше не было, и никаких сообщений о нем дедушка с бабушкой так и не получали. Через 30 лет после окончания войны мой дядя был признан погибшим, и дедушка с бабушкой стали получать положенное им пособие. Совсем недавно, набрав в «Яндексе» фамилию, имя и отчество дяди, я неожиданно для себя нашел в интернете фотокопию из архива Министерства обороны СССР, которая была рассекречена в соответствии с приказом Министра обороны РФ - «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Из содержания этой анкеты следует, что подразделение, в котором служил мой дядя, 17 июня 1941 года было направлено в учебный поход в сторону Западной Украины. И в первый бой часть вступила под городом Гродно во время этого похода. А участник, заполнивший анкету, был эвакуирован с поля боя после ранения санитарами и отправлен в госпиталь. Последняя связь с подразделением в опубликованной анкете датируется 22 июня 1941 года. 

То есть судьба моего дяди так и осталась загадкой. Сама анкета датируется 4 апреля 1946 года, как приложение к данным по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава. Погиб ли мой дядя в первом бою с фашистами или попал в плен во время сражения, так и осталось неизвестным. Официально погибшим Министерство обороны признало его спустя 30 лет после Победы.

 

 

Марат МУХАМЕТОВ.

Фото из семейного архива автора.

Три войны моего отца
Три войны моего отца
Три войны моего отца
Три войны моего отца
Три войны моего отца
Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: