+26 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости

Гордимся славной авиацией

В этом году 9 июля отмечаем 100-летие со дня рождения славного сына нашей республики дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева. Всю жизнь он преданно служил авиации. Где истоки такой верности избранному делу?..

Гордимся славной авиацией
Гордимся славной авиацией

В связи с тем, что информационное пространство принадлежит, к сожалению, нам не полностью, редко кто помнит, что первый в мире самолет был построен в нашей стране талантливым русским исследователем и изобретателем Александром Федоровичем Можайским. Он в 1882 году получил привилегию, по-сегодняшнему патент,  на «воздухоплавательный снаряд», после испытания которого сделал вывод: «Люди будут летать!».

Царское самодержавие не сумело понять и поддержать смелые идеи развития самолетостроения.

Первые самолеты строились по интуиции, путем проб и ошибок. Вот и самолет Можайского был похож на большого воздушного змея. Основоположником современной аэродинамики стал Николай Егорович Жуковский. Он организовал в 1918 году Центральный аэродинамический институт - знаменитый ЦАГИ.

Гениальным учеником и достойным продолжателем его дела явился Андрей Николаевич Туполев, который впоследствии стал трижды Героем Социалистического труда.

Материалами для первых самолетов были сосна, фанера, полотно. Первый металлический самолет совершил свой полет 24 мая 1924 года, его конструктором был Туполев. В 1934-м им же был построен самолет-гигант АНТ-20 «Максим Горький».

Практически все мировые рекорды по высоте, скорости, дальности, грузоподъемности в 30-х годах XX века принадлежат нашей  стране.

В 1934 году ледокол «Челюскин» был раздавлен льдами Северного Ледовитого океана. Экипаж и исследователи Севера - 104 человека - высадились на льдину, успели выгрузить научные приборы, радиостанцию, аккумуляторы, палатки, продовольствие. В предыдущей истории изучения и освоения Севера в таких случаях экспедиции погибали. А тогда была поставлена задача - спасти! Ее выполнение возложили на летчиков. Весь мир с волнением следил за судьбой челюскинцев. Эту сложнейшую для того времени задачу выполнили летчики А.В. Ляпидевский, И.В. Доронин, М.В. Водопьянов, Н.П. Каманин, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, М.Т. Слепнев, показав выносливость, мастерство и мужество.

В честь успешного окончания спасательной операции было учреждено высокое звание Героя Советского Союза. Золотую звезду Героя №1 получил С.А. Ляпидевский, этого звания удостоились все семь отважных пилотов.

Достижения наших авиастроителей и летчиков надо было показать всему миру. Для этого летчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков в 1937 году на самолет АНТ-25 совершили беспосадочный перелет через Северный полюс в США. Это был триумф советской авиации.

Кстати, опыт дальних перелетов был использован в начале Великой Отечественной войны. На Берлин было совершено 33 самолетовылета. Каждый, пролетев 1800 километров, вернулся на свой аэродром. Всего сбросили 21 тонну авиабомб.

Для немцев это было шоком. Опомнившись, они сообщили, что их бомбили 150 английских самолетов, в Лондоне это сразу опровергли.

Военно-политический эффект бомбардировок Берлина был огромен.

Наша страна, до революции и не помышлявшая об авиационной промышленности, готовила авиацию и летчиков к защите Отечества, широко пропагандировала достижения и успехи, создавала все условия для развития авиации и овладения ею выходцами из рабочих и крестьян. Это сделало реальностью месту о небе тысяч и тысяч юношей и девушек. В их числе было много наших земляков. Это М. Гареев, В. Томаров, П. Комлев, Г. Минибаев, К. Латыпов, Б. Мельников и многие другие. Немало летчиков подготовили Родине аэроклубы Белорецка, Стерлитамака, Бирска.

Великую Отечественную войну наша страна встретила являясь могучей авиационной державой.

Готовясь к войнам за мировое господство, Гитлер, Геринг и их приспешники отводили огромную роль авиации, до нападения на нашу страну они на практике испытали приемы и методы использования самолетов. Была стерта с лица земли испанская Герника, был испепелен Белград.

Анализируя результаты боев начала Второй мировой войны, руководство страны особый упор сделало на выпуск истребителей, укрепление противовоздушной обороны, поэтому фашисты безнаказанно бомбить Москву не смогли, за все время войны до московского неба дошли 234 самолета. В целом, с 22 июня по 30 ноября 1941 года вермахт потерял 5180 самолетов. Однако в 1941-1942 гг. нам завоевать превосходство в воздухе не удалось. Авиапромышленность Германии и покоренной Европы дала для Восточного фронта в 1941-м 5124 новых самолетов.

Превосходства в воздухе наши летчики добились в 1943 году.

Мы вынуждены были охранять небо Москвы. 23 августа 1942 года фашисты подвергли ожесточенной бомбардировке Сталинград, уже в первый день было совершено 1500 авиавылетов, город весь был в пламени, погибли 71 тысяча сталинградцев, 142 тысячи получили травмы, контузии и ранения. Яростные бомбардировки продолжались почти до полного разрушения, но город не сдался.

В Сталинграде начал войну Муса Гайсинович Гареев, летчик-штурмовик на ИЛ-2 наносил удары по боевой технике и живой силе врага. Фашисты его знали и боялись как огня. Он участвовал в освобождении Донбасса, Крыма, Белоруссии, заключительных сражениях в Польше и Германии, совершил 250 боевых вылетов,  в свои 23 года дважды удостоился звания Героя Советского Союза. Когда появлялась возможность, всегда учился, окончил академию Генерального штаба, всю жизнь отдал укреплению оборонного могущества нашей Родины.

В 1942 году начала свой боевой путь белебеевская комсомолка Магуба Сыртланова. Преодолевая многочисленные возражения, из отряда санавиации перешла в полк ночных бомбардировщиков, получила от немцев прозвище «крадущаяся в небе». После войны жила и работала в Татарстане и стала единственной женщиной-Героем на две республики.

Участник Сталинградской битвы Александр Волков пролетал всю войну, за умелые действия и героизм награжден четырьмя боевыми орденами. Работая после войны начальником отдела БМСК, в 1974 году получил еще орден «Знак Почета».

В числе первых после начала войны был призван в армию Шакир Кадыров и направлен в Троицкую школу военных пилотов. После ее окончания попал служить в полк, которым командовал легендарный Николай Каманин. В один из вылетов их авиазвено напоролось на плотный огонь зениток врага, тем не менее задание было выполнено. Удивительно, что после возвращения на аэродром техники насчитали на его самолете 47 пробоин. Кроме пяти боевых орденов наградой Шакира Зарифовича стало его участие в двух Парадах Победы (в 1945 и 2000 годах).

Гордится наша республика летчиками-героями маршалом авиации Иваном Ивановичем Пстыго, генерал-полковником авиации Николаем Тимофеевичем Антошкиным, который звание Героя получил за личное мужество и умелое руководство подчиненными в ходе ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Нельзя не отметить работу тыла в интересах авиации. Осовиахим  республики за годы войны подготовил 244 пилотов-планеристов, 7 инструкторов-планеристов, 910 летчиков. Уфимский  моторостроительный завод дал фронту 97 тысяч моторов, то есть на каждом третьем самолете стоял уфимский двигатель.

Летчики-фронтовики, видимо из скромности, говорили, что первым на рейхстаге подпись поставит солдат-пехотинец, это будет справедливо. Но, скажем прямо, победа достигнута героизмом всех родов и видов Вооруженных Сил.

С наступающим праздником Великой Победы вас!

 

Рашит ИДРИСОВ,

полковник в отставке.

Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: